Найти тему
Евгений Касперский

На Колыму нужно ехать хотя бы для того, чтобы увидеть эти северные краски

Продолжаю рассказывать об автопробеге Магадан-Москва , точнее его первом сегменте — до Якутска через Оймякон по трассе «Колыма». Запаситесь терпением — тут будет много, очень много! Эта поездка по концентрации впечатлений, эмоций, количеству фото- и видео-материала перекрыла все мыслимые пределы разумных ожиданий. Оказалось, что зимняя дорога из Магадана в Якутск — это что-то совершенно другое, неожиданное. Никак и никем неожиданное. И никому, а только нам. Посему спешу поделиться.

Зачем мы туда поехали? Да просто за холодом, прочувствовать как это бывает при -50°C и ниже. Понять что это такое, да на своём собственном опыте. Ведь любопытно же!

До Оймякона неблизко. Местный аэропорт (в селе Томтор ) вроде бы давно уже заброшен. На машинках двигать от Якутска два дня, а от Магадана аж трое суток. Ну, мы и приготовились скучно ехать по длинной зимней дороге много-много километров, чтобы потом когда-нибудь попасть в зимнюю самую-самую морозную сказку. И как же мы ошиблись!

Сказка началась гораздо раньше, после восхода солнца — и после пересечения первого перевала. Мир перестал быть серым, он стал белым, серебристым, залитым холодным северным солнцем.

-2

Первое удивление, восхищение — насколько это красиво! Неожиданно, непредсказуемо, трасса «Колыма» — ай! Очень большой АЙ!

-3

Просто щенячий восторг, потому что ты едешь по совершенно белому миру. Дорога идёт немного вверх, час за часом, немного направо-налево, вниз и прямо — а белая сказка не заканчивается. Километры не считаются, а где-то внизу — там туман. Или это так выморозило пространства?

-4

Здесь несколько дней у нас было не теплее -50°C, дальше было полегче. Но именно здесь была самая-самая морозная красотища.

По прилёту в Магадан было не так холодно, где-то -15°C, потом уже -25°C, «без перегибов», короче :) Сказывается море, хоть оно Охотское и жёстко холодное даже в августе (купался, знаю ) — но всё равно как конденсатор этакого «относительного тепла» всё же работает. Не даёт Магадану впасть в минус-сороковые температуры.

Но немного отъехав от Магадана на север… «Комфортное дыхание» Охотского моря прекращается, начинается совершенно другой мир. Забортная (мы же в машинках едем) температура падает стремительно, термометр уползает за -30, чем дальше — быстрее. Но нам повезло в первый день, всё же за -40°C мы не ускакали.

Километр за километром, десять и десять километров, плюс ещё двадцать… Первая сотня км дороги, вторая, третья…

Первый день = ~700км до посёлка города Сусуман . Магадан-Сусуман, а между ними на 700 километров всего пять населённых пунктов: Палатка, Атка, Оротукан, Дебин, Ягодное (не считая пригородов Магадана). Далеко, много, холодно. Просто едешь по изначально асфальтовой дороге со снегом, потом покрытие постепенно становится щебёнкой и укатанным льдом, а затем…

Потом пошли первые перевалы, причем перевалы с такими названиями, как, например, «Дедушкина лысина» . И там начинает резко холодать, мир становится другим. Нам обещали, что за перевалами сразу станет -40°C и ниже, но мы как-то проскочили этот манёвр и первый день дороги всё же были в «приятных» -30°C и около того.

Но всё равно мир вокруг становится другим. Он становится белым, обалденно красивым. Немыслимо красивым!

-5

А на второй день мы уехали за -40, дальше за -50. Это совершенно другой, восхитительно красивый мир! Всё вокруг, все деревья, стволы и ветки, столбы с дорожной разметкой, всё вообще покрыто белым инеем.

-6

Едешь 100 километров, 200 километров, триста… Дорога делает разные повороты, идёт вверх и вниз — и это все вокруг белое. Это снежная сказка, она завораживает, как будто ты под гипнозом. Ты едешь и едешь, смотришь и смотришь, одна нога на автомате (без привлечения головного мозга) поддаёт газку на нужную педаль, а потом и далее другая рука уже тоже «на автомате» врубает «ручку» на поворотах и скидывает передачи — оттормозиться без причуд… Руки-ноги сами по себе, а мозг глазами смотрит вперёд — а там ай! Как же волшебно!!!

Самогипноз и автомедитация, сотнями километров. Время перестаёт идти самостоятельно. И требует синхронизации. А мы всё едем и едем, смотрим и смотрим, как вдруг — напекло, перегрело, сил уже больше нет никаких! => И на перевалах, на вершинах холмов, в особенно красивых местах — народ просто революционно принуждал остановиться, повтыкать, сделать фото — ну, и прочие естественные потребности :)

-7

Не остановиться — это просто невозможно. Всё вокруг было настолько красиво и полный восторг. «Ааааа!!!» — так бы я назвал вот эту фотку:

-8

Жалко, но день короткий. Светало где-то в 9 утра, восход солнца был примерно в 9:30, но солнце при этом ещё пряталось за сопками. А закат был где-то в пол-четвёртого. День получался очень коротким, слишком ужатым для красивых фото и видео. Особенно для такой невозможно сказочной белой дороги. Впрочем, это только прибавляло происходящему ценности.

-9

Снежно-замороженный в инее лес разошёлся — долины и сопки вокруг. Другой сеанс медитации…

-10

Дорога — пустая во все стороны. Кроме нас тут никого нет. И вдруг — встречка!

-11

Ааааа… Снежная сказка. Как кто-то добавил: «страшная сказка, от братьев Грим»…

-12

Всё, пора припарковаться ненадолго, сделать фотки туда-сюда, да и вообще «зелёная остановка» это называется :)

-13

Вот так и ехали… А погрузиться в эту атмосферу вам поможет… вторая «доза» хроники видеорегистратора по маршруту Сусуман — Усть-Нера. Время на регистраторе минус 5 часов.

1:00:00 — рассвет и красотища! Туда «втыкать» можно долго…
1:31:00 — заброшенный город Кадыкчан.
2:36:00 — вообще огонь!

Продолжение следует!

Остальные фотки из автопутешествия Магадан-Москва здесь.

***

Впереди ещё много интересного! Ставьте лайк, подписывайтесь , чтобы не пропустить новые публикации.

Подписывайтесь в других соцсетях: Instagram | LiveJournal | YouTube | VK | Flickr | Facebook | TikTok | LinkedIn | Twitter