Найти тему
Меритократия

Как мы пришли от Татарстана с собственной валютой к жесткой Вертикали во главе с Москвой

Оглавление

Девяностые годы в России - это самое удивительное время, когда условная Республика Башкортостан представляла собой нечто среднее, между совершенно другим государством, например, Республикой Беларусь и какой-нибудь Кемеровской областью. Налогов в федеральный бюджет некоторые регионы платили столько, сколько считали нужным. А Татарстан вообще свою валюту собирался запускать.

И изменился такой уклад не в одночасье: Влияние Москвы росло постепенно, но уверенно, пока федерация слабела, а Вертикаль власти огранялась и крепла все сильнее...

1990-1992

Союз нерушимый был разрушен, и все думали, как жить дальше. Решение было найдено в так называемом «Федеративном договоре», который представлял собой комплекс трёх договоров и разграничивал полномочия субъектов и Федерального центра.

Однако, сами понимаете, что взявшие курс на самостоятельность этнические республики в состав Федерации хоть и вошли, но не очень то и хотели отдавать права на, например, природные ресурсы и земли. Поэтому договор подписали, но на особых условиях. В республиках оставалась своя конституция, свой президент, но, что самое важное – право распоряжаться налогами.

1993

12 декабря 1993 была принята Конституция Российской Федерации. Она отменила все предыдущие договоренности между регионами и центром и обязала подчиняться Федеральным законам. Поэтому, все, что регионы напридумывали должно было быть приведено в соответствие с ними. А республики были уравнены с областями и автономными округами.

Но это было лишь началом централизации России.

-2

1994-1999

Знали ли вы о том, что НДС- это главный налог страны? Ну, теперь точно знаете. Так вот, 100% этого налога отправляется в Москву, но так было не всегда. В период с 1994 по 1998 большинство регионов оставляло себе 25% от собранного налога, а особо влиятельные и независимые (уже нам знакомые Татарстан и Башкирия) могли делить налог с центром 50 на 50, обговаривая и обновляя условия с Москвой каждый год.

Вырезка из закона РБ 1996 года
Вырезка из закона РБ 1996 года

В 1999 долю отправляемого НДС, в приказном порядке увеличили до 85%, а в 2001 и вовсе до 100%, что привело к финансовой зависимости городов от субъектов страны, а субъектов от федерального центра (к тому, с чем мы живем и сегодня). А связано это было с принятием Бюджетного и Налогового кодексов.

2000 - 2002

До 2001 года Совет Федерации мог по праву называться «палатой регионов». На собраниях Совета присутствовали не сенаторы, которых туда отправили досиживать до пенсии, а сами губернаторы – главные лица субъектов России, со всей их влиятельностью и политическим весом.

Законы тогда принимались так: из Госдумы законопроекты отправлялись в Совет Федерации, затем губернаторы приезжали на заседание в Москву, могли реально не одобрить эти законопроекты, если они не устраивали регион и они бы не стали законами (сейчас такое сложно представить). А затем уезжали к себе домой, в провинцию.

Если бы сегодня в Совете Федерации заседали губернаторы
Если бы сегодня в Совете Федерации заседали губернаторы

5 августа 2001 года был принят закон, по которому заседать в Совете Федерации стали не губернаторы, а их представители. Причем заседали они там, в Москве на постоянной основе, лишь изредка приезжая в родной регион, чтобы узнать, как там людям то живется.

В тот же период появились Федеральные округа (Приволжский, Центральный и другие), полномочные представители президента в этих округах, приводились в соответствия с федеральными законами конституции республик.

2004-2005

Окончательно же вертикаль выстроилась после Указа Путина №1603 от 27.12.2004.

Как вот думаете, сможете ли вы стать губернатором, если будете соответствовать всем требованиям, проведете достойную избирательную кампанию, будете иметь поддержку народа?

Нет, не сможете. После 2005 года Полномочный представитель президента в Федеральном округе отбирает минимум двух кандидатов на должность главы субъекта, передает списки кандидатов в администрацию президента, а затем сам президент уже либо утверждает эти списки, либо нет. И если он не утвердит эти списки, то никаких выборов не будет.

-5

2010 -2015

Ну, и, наверное, последним гвоздем в крышку гроба федерализма, уже даже не юридическим, а психологическим стало переименование всех президентов республик в глав регионов. До 2015 года сопротивлялся Башкортостан, но все же сдался. А вот Татарстан сохранил - таки за собой исключительное право иметь своего президента.

……………………………

Субъекты теряли самостоятельность постепенно, по мере централизации страны. Сначала потеряли юридическую самостоятельность, затем налоговую, а затем и «палата регионов» стала лишь формальностью между Госдумой и президентом. Но плохо ли это? Каждый решает сам для себя. Любите свою страну!

……………………………

Дорогие читатели! Надеюсь, что Вам был интересен этот краткий экскурс в историю построения вертикали власти. Если Вам нравится мое творчество, то подписывайтесь на мой канал, ставьте лайк. Вот, кстати, и другие статьи на похожую тему:

Почему так важно переселить госкомпании из Москвы в регионы?

Почему талантливые губернаторы – это палка о двух концах для Путина?