Хрюшку Марфу купили совсем малышкой, чтобы откормить и сделать из неё шашлык на Пасху. Но одна неравнодушная девушка смогла спасти Марфу от такой участи и нашла ей любящий дом. Теперь хрюня живет под заботливым присмотром в приюте для животных «Земляне». О том, насколько далеки настоящие свинки от наших представлений о них, а также о миссии и планах приюта мы поговорили с основателем проекта Сергеем Юцыком.
Сергей: Марфу привезли к нам из города Заславля, Минской области (приют «Земляне» находится в Брестской области Республики Беларусь. - Прим. pinknose). Её спасительницей по праву нужно считать добрейшей души девушку Надежду. Надежда жила вместе с семьёй мужа Никиты, за пару месяцев до Пасхи его брат купил свинку, решил её за это время откормить и зарезать на Пасху на шашлыки. Надежда уже очень давно была вегетарианкой и подняла в семье шум, вплоть до того, что «делайте, что хотите, но я уйду из дома, если вы зарежете эту свинью». Она не знала, куда обратиться, что сделать, и даже думала о том, чтобы просто выпустить свинку.
В итоге девушка уговорила мужа, и они выкупили Марфу. Подруга рассказала Надежде о нашей группе вконтакте, и она позвонила со слезами: «Пожалуйста, умоляю, на любые условия согласны, только заберите хрюшу!» Для меня самого это стало сюрпризом. Я понимал, что это непростое в уходе животное, и у меня раньше не было такого опыта, но вместе с тем появление Марфы еще больше приближало меня к цели - созданию приюта для сельскохозяйственных животных.
При первом телефонном разговоре Надежда выразила такое искреннее желание сохранить хрюшке жизнь, что убедила меня приютить Марфу. Кроме того, они вместе с мужем сами доставили Марфу ко мне, взяв все транспортные расходы на себя. У нас на тот момент не было ни постройки, ничего, мы оперативно смастерили хоть и временный, но надёжный вольерчик. Марфа пополнила ряды спасённых нами животных, наравне с козликами, курочками, собаками и котофеями. Мы заботимся и ухаживаем за ней так же, как и за всеми нашими подопечными.
Общительная хрюшка
Марфа сразу легко шла на контакт. Но я сам немножко побаивался, раньше я видел, как свиней выращивают на убой, но они жили только в сарае. Поэтому я смотрел видео и читал, как они живут в других приютах. Когда мы её выпустили из помещения в первый раз, она как стартанула! Давай бегать и прыгать на забор, наверное, потому что никогда раньше и не видела такой свободы. Я испугался. Потом каждый день я брал паренька из посёлка и мы вдвоём выпускали Марфу, создавали живой щит и она гуляла внутри него, в следующий раз территорию делали больше, и так раз за разом. Первым делом при встрече, она пятачком трогала и нюхала мою руку, проверяла и потом шла за мной. Прошло немного времени, Марфа привыкла, я заметил, что она особо не стремится никуда убежать, и начал выпускать её сам. Марфа очень любит компанию и паникует, если никого нет рядом. Пока других свинок у нас нет, мы выпускаем её пастись рядом с козликами, и они все время тусуются вместе.
Про ветеринаров и стерилизацию
Мне повезло наладить контакт с очень хорошими ветеринарными врачами из частной клиники, они координируют меня по всем вопросам, могу обратиться к ним в любое время, добился больших скидок. У нас с ними такие дружески-партнерские отношения. Для развития проекта - это очень большая помощь.
В мае мы совершили ещё одно необходимое дело – отвезли свинку Марфу на стерилизацию. В дальнейшем мы планируем принимать в приют ещё животных и свинок тоже, и я не собираюсь их разводить, поэтому моё решение на счёт стерилизации было обдуманным и подкреплённым точкой зрения хороших и надёжных специалистов.
Было, конечно, немного волнительно, ведь это, возможно, первая стерилизация свинки в нашей стране. По крайней мере, информацию о подобных случаях я не нашёл. Благодаря профессионализму наших врачей всё прошло быстро и хорошо, уже через пару дней Марфа чувствовала себя прекрасно. Врач Саша звонил нам каждый день, спрашивал: «Ну как там Марфа?», - и до сих пор при встрече всегда интересуется, как у неё дела.
Свиньи - совсем не то, что про них рассказывают.
Марфа довольно быстро начала откликаться на имя. Смотри: «Марфа?!» - «Хрюк?»))) Могу сказать, что от некоторых собак нужно дольше добиваться даже такого минимального результата. Вообще, по своей сообразительности свинки на на каплю не уступают собакам.
За время проживания Марфы под моей опекой я увидел, насколько она аккуратная и чистоплотная. Это миф, что свиньи грязнули. Все зависит от того, в каких условиях они содержатся. И даже здесь, в условиях пока ограниченных, видно, что свиньи - совсем не то, что про них рассказывают.
Каждый день у Марфы свободный выгул, бывает несколько часов, бывает целый день, в зависимости от того, на месте ли я, ведь у меня есть и основная работа. Марфа знает свою территорию. Когда я выпускаю её покушать, она сразу бежит за мной к калитке, а потом сама возвращается к себе домой. Её даже не нужно звать. Если она знает, что я несу еду, то прекрасно понимает, куда бежать.
Продолжительность жизни у свинок около 17 лет. Я очень хочу, чтобы наша Марфа прожила хорошую и долгую жизнь и стала примером того, что эти животные не «материал», и отношение к ним зависит только от наших стереотипов.
Про жизнь в деревне и местных жителей
Я живу в деревне с детства, родился в деревне. Переезжал по разным сёлам, но в итоге вернулся сюда. Здесь родились мои бабушка с дедушкой, их дом достался мне по наследству. Меня держит в деревне какая-то своя энергетика, здесь я получаю прилив сил. Чувствую, что это место моё, поэтому решил, что нужно здесь что-то начинать, продвигать, показывать. Это очень тяжело, люди в деревне сильно погружены в материальную сторону. С моим отношением к животным я здесь - сумасшедший человек, сразу говорю.
У меня появилась Марфа, и местные задают вопрос: «Что ты с ней будешь делать?» Я говорю: «Ничего. У меня собаки живут и свинья теперь тоже будет жить». - «Ну вот она у тебя год поживет, а что дальше?» Для людей продолжительность жизни свиньи после года заканчивается, потому что год-полтора, и её зарезали. Как то раз мне даже предлагали поменять Марфу на огурцы, мол «Ты не ешь мясо, мы тебе огурцов тогда принесём». Шутки, конечно, но людям сложно понять, что такое животное просто может жить, не принося материальную пользу.
О миссии и достижениях приюта
Я не ставлю перед собой цель спасти всех и твёрдо решил не выкупать животных. Было бы очень просто пойти в колхоз и всех купить. Коров купил, свиней купил, пришёл сюда, поставил и говоришь, что спас. Миссия проекта - показать, что свиньи, куры, козы - такие же чувствующие и разумные существа, как собаки и кошки, поменять мировоззрение людей через любовь, через непосредственный контакт с животными. К сожалению, всё так устроено, что коты и собаки живут в доме, а коровы, курицы и свиньи скрыты от наших глаз за стенами промышленных ферм, мы видим их только на картинках. Я не хочу, чтобы люди сделали коров и свиней очередными домашними котами-собаками, главное, чтобы их просто перестали убивать и воспринимать, как материальные вещи какие-то, как товар, как еду.
Когда полтора года назад у меня появилась группа в контакте и мы выложили первый пост о том, что готовы помогать сельскохозяйственным животным, один мужчина мне написал: «никто в жизни просто так не принесёт тебе «мясо» - животных, которых можно продать или съесть». Но за этот год люди хотели отдать приюту около 12-15 коз, именно напрямую обращались ко мне, просили забрать их, спасти или хотя бы предоставить место. Я не знаю, меняется ли мировоззрение у людей глобально, но вот мой личный опыт: эти люди теперь не хотят убивать животных. История Марфы тоже работает, мы публикуем материалы о ней в нашей группе Вконтакте и ребята, уже около 10 человек, написали, что читали, наблюдали и решили больше не есть животных. И вот это для меня результат.
Кроме Марфы из фермерских животных в приюте живут брат и сестра козлик и козочка Ромео и Джульетта, застенчивый козлик Пан и несколько курочек. Их истории во многом похожи - люди пожалели их, не захотели убивать и, к счастью, передали под опеку «Землян».
О планах на будущее
Сергей: Сейчас во владении проекта 2,5 гектара земли. Когда мы купили участок, на нём всё было заброшено, здесь никто не жил 15 лет. У меня в планах сделать приют более независимым, чтобы не было критических точек, когда помощь извне останавливается, и ты приходишь к аварийной ситуации «помогите-спасите». Планирую выращивать здесь свои овощи, делать запасы сена и зерна, максимально обеспечивать животных кормом на зиму, построить склады, обустроить пастбища. Этой осенью мы начинаем строительство первого помещения для сельскохозяйственных животных. Уже готов крутой проект. Больше месяца мы обсуждали нюансы, просчитывали, подправляли мелкие детали, и вот он, конечный результат! Основная задача, которую мы перед собой ставим, не просто спасти от убоя сельхоз животных и сколотить четыре стенки для них, а именно показать, что они не заслуживают тех страшных условий, в которых обычно содержатся.
Следите за новостями «Землян» в их группе Вконтакте или в Инстаграм . Там же вы можете поддержать строительство домика для Марфы и её друзей и другие благотворительные инициативы проекта.