Культура чтения, привычка обращаться к книге, формируются достаточно рано. Хотя для малыша книжка – одна из многих других игрушек. Лишь подрастая, ребенок понимает, что эта красочная «игрушка» - источник увлекательных сведений и ярких переживаний. И здесь важно, чтобы родители, а в дальнейшем воспитатели, культивировали интерес, любовь и уважение книге, «ритуализировали» момент чтения. Например, в некоторых семьях, прежде чем сесть за чтение, ребенок обязательно моет руки. Формируется правило - прикоснуться к книге можно только чистыми руками! Кроме того, это ритуал волнующего ожидания момента чтения сказки или рассказа, погружения в захватывающую и волшебную атмосферу.
Кстати, сказка играет особую роль в эмоциональном и нравственном развитии детей дошкольного возраста. Малыш ставит себя на место героев повествования, сопереживает вместе с ними чудесные события, у него формируется представление о добре и зле. То, насколько родители увлекательно и увлеченно читают ребенку первые книжки, насколько интонируют и заинтересовывают, оказывает огромное влияние на «любовь» или «не любовь» ребенка к книге. Было бы замечательно, если бы родители взяли за правило перед сном прочитать, хоть одну главу из сказки, рассказа или повести, а потом обсудить с ребенком прочитанное, поделиться впечатлениями. Малыш должен осознать ценность и увлекательность такого общения. Вначале ребенок читает с мамой или папой, потом, когда освоит навыки чтения, будет это делать самостоятельно. Так появляется привычка проводить досуг с книгой. На это не надо жалеть времени.
Мы не привьём своим детям любовь к чтению, пока сами не пройдём все ступеньки. Здесь очень важен пример родителей. Зачастую, сын или дочь не видят маму с книгой: она не читает - занята домашними делами. Поэтому не удивительно, что ребенок не читает, несмотря на то, что в доме пылится масса интересных книг. Ведь он об этом ничего не знает, ему об этом никто не рассказал, его никто с этим богатством не познакомил. Наличие книг в доме - не гарантия того, что ребенок самостоятельно начнёт читать. И здесь мы бессильны что-то сделать назиданием или поучением. Важен личный пример и кропотливая ежедневная работа.
В школе и детском саду многое делается для того, что привить интерес к книге, к печатному слову. Но если культура чтения в семье отсутствует, откуда ребенку взять этот образ жизни, эту страсть к книге. А ведь для успешного обучения, для формирования личности книга имеет важнейшее значение.
Ректор БелИРО, доктор психологических наук А.А. Бучек