___________________________________________________
ДОПОЛНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ДЗЕНА (август 2024 года)
.
Объясняю гадящим троллям и умникам желающим меня приземлить.
Все мои записи на Дзене, я публикую не ради продвижения и саморекламы.
Это "резервные копии" моих записей на DRIVE2 (ссылка), где приветствуются разного рода доработки и эксперименты увлечённых людей.
Потому и стиль записей именно такой.
Я стараюсь отвечать ВСЕМ (даже троллям) и принципиально ни чьи даже самые идиотские и гадкие посты НЕ ЗАТИРАЮ.
Пусть Мир видит какие люди бывают и какую хрень несут.
Несогласные со мной, высказывая свою позицию, постарайтесь уложиться в один-два поста, потому как продолжительно с вами спорить у меня нет ни сил ни желания.
Упёртых и длительно навязывающих мне своё мнение, я буду банить.
При этом, я с удовольствием поддерживаю длинные продуктивные диалоги, так как они дополняют полезной информацией мою запись.
КОНЕЦ ДОПОЛНЕНИЯ
__________________________________________________
.
ИСХОДНАЯ ЗАПИСЬ С DRIVE2
ПРИМЕЧАНИЕ.
За много лет исходную запись раздуло из-за введения новых схем по запросам участников драйва.
Потому извиняюсь за бардак в публикации.
Новые схемы дорисовывались в конец исходной записи по мере поступления запросов.
______________________________________________________________
.
НАЧАЛО ИСХОДНОЙ ЗАПИСИ
.
Сразу же после покупки машины, не понравилась очень громкая работа вентиляторов охлаждения двигателя.
Стоишь в пробке, никого не трогаешь, а оно как завоет, народ аж из форточек высовывался оглядываясь.
Неудобняк прям…
:-)
Изучение родной схемы показало наличие двух выходов управления с ЭБУ.
Один вывод управлял одним реле которое включало левый вентилятор, второй вывод управлял вторым реле, которое включало правый вентилятор.
.
По описанию работы ЭБУ стало понятно, что первый канал (контакт 41) активируется при включении кондиционера ИЛИ при температуре двигателя 101 градус — при этом запускается только один вентилятор.
Второй канал (контакт 52) активируется при температуре 104 градуса (при этом, первый канал остаётся активным) — дополнительно к первому вентилятору запускается второй.
На практике оказалось, что почти всегда активируются оба канала СРАЗУ, то есть включаются оба вентилятора… громко.
Видимо в жару, одного вентилятора первого канала не хватает для охлаждения и температура быстро подымается до включения второго вентилятора.
Вобщем почти всегда вентиляторы молотят оба и громко.
.
Такое громкое положение дел мне не понравилось и решил я сделать так, чтоб при срабатывании первого канала работали ОБА вентилятора, НО ТИХО — по последовательной схеме.
А если этого не хватило и активировался второй канал, то оба вентилятора включались на полную мощность — по параллельной схеме.
.
Ничего нового я не изобрёл, это распространённая схема последовательно-параллельного включения вентиляторов.
Вот она.
Вентиляторы, в заводском исполнении минусом соединяются на одну точку, на болт массы под запаской.
Чтоб реализовать схему, пришлось один из вентиляторов оторвать от этой точки, удлинить и протянуть к реле в салон.
Дополнительное реле я поставил рядом с двумя заводскими.
.
Теперь, когда запускается кондиционер, то уже включается не один вентилятор, а сразу два в последовательном режиме — происходит равномерный износ вертушек.
.
После переделки немного увеличился промежуток между активацией первого канал и второго.
Видимо охлаждение улучшилось из-за того, что оба вентилятора хоть и тише дуют в последовательном включении, но за то по всей площади радиатора.
Напоминаю, по заводской схеме дул только один вентилятор но только на половину радиатора.
.
НО всё равно, активация второго канала происходила слишком быстро и потому оба вентилятора включались параллельно и громко.
То есть особо я не выиграл ничего.
.
На свой страх и риск я решил сделать РУЧНОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ параллельного (громкого) режима.
Вот схема.
Красным выделены цепи выключателя, индикатора и резистора обманки.
.
Внимание.
Резистор "обманка" обязателен.
Он нужен для того, чтоб отключённый от схемы выход ЭБУ (контакт 52) всегда видел нагрузку, думая что подключён к обмотке реле, иначе он (ЭБУ) будет вываливать ошибку.
.
Теперь выключатель у меня всегда держит отключенной параллельную (громкую) схему.
И только при необходимости я могу её включить в работу, что на практике почти никогда не требуется, так как при последовательной (тихой) схеме температура редко доходит до 104 градусов.
В выключатель, был встроен индикатор "перегрева" (активации второго канала).
Если уж дошло до 104 градусов, то индикатор мне показывает, что ЭБУ "просит" включить параллельную схему и дальше я сам решаю включать её или нет, в зависимости от обстоятельств.
Я иногда соглашаюсь…
:-)
.
Получилось очень удобно, в пробке тихо охлаждается, захотел народ попугать, врубил "форсаж", если конечно ЭБУ на тот момент пожелает активировать второй канал.
:-)
.
Внимание!
Есть небольшой МИНУС данной переделки о котором я обязан предупредить.
При активации последовательного (тихого) режима, вентиляторы становятся зависимы друг от друга.
То есть, при неисправности одного (точнее при обрыве его цепи) обестачивается и другой.
Такое может произойти например как у меня, после глиняной лужи, щётки забились и перестали контачить на одном из вентиляторов, соответственно встал и второй.
.
Но в любом случае это не проблема, так как остаётся ещё параллельный (громкий) режим где вентиляторы работают каждый сам за себя.
.
Индикатор на выключатель пришлось делать самому, так как в природе нет выключателей с контурным рисунком пропеллера и индикатором.
(Не путать с выключателем печки, там рисунок другой и принцип подсветки тоже.)
Для этого пришлось купить донора с индикатором и нужным внутренним "механизмом".
В самой нажималке с пропеллером пришлось просверлить отверстие, изнутри немного раззенковать и вклеить красный пятачок светофильтра от донора.
Вместо лампы был припаян светодиод с резистором.
Внимание.
Так как нагрузочные способности выходов ЭБУ мне не известны, то я рекомендую перестраховаться и заменить лампу на светодиод.
Выход ЭБУ и так перегружен двумя обмотками реле, а тут ещё и лампа будет оттягивать лишние 100mA тока.
Светодиод жрёт в десять раз меньше, всего 10mA.
.
Светодиод поставил белый, даже при половинной мощности светит очень ярко.
В собранном виде выглядит как заводское.
Позже, пришлось делать подобную индикацию но уже на новых кнопках от 2108: www.drive2.ru/l/565835897640059966/
.
ДОПОЛНЕНИЕ (прошло почти шесть лет)
.
В одном из обсуждений на драйве, поднялся вопрос о принудительном включении параллельного режима.
При этом штатное управление от ЭБУ должно оставаться.
Так как у меня такой задачи не стоит, то схему нарисовал чисто из спортивного интереса, вдруг кому либо пригодится.
Тумблер включает ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ (громкий) режим.
Диоды используются любые (лучше Шотки) на ток не ниже 0,5 А.
.
Внимание!
Схему лично не проверял, но теоретически работать должна.
Буду благодарен если кто сделает, проверит и отпишется мне.
Увлёкшись, за одно нарисовал то же самое и на заводской схеме от новых машин.
:-)
Ну и так, чисто для коллекции, для особо извращённых любителей множества тумблеров привожу ещё одну доработку заводской схемы, которой можно включать параллельный и последовательный режимы порознь.
Если вместо тумблеров поставить датчики на разные температуры, то можно датчиком на "низкую" температуру включать последовательный (тихий) режим, а датчиком на "высокую" температуру включать параллельный (громкий) режим.
.
Примечание.
Для включения параллельного режима, необходимо чтобы ОБА датчика были включены ОДНОВРЕМЕННО.
.
Ну а если уж перешли на датчики, то и вобще можно обойтись без ЭБУ.
Схема получается вот такая.
ЕЩЁ ОДНО ДОПОЛНЕНИЕ
.
По просьбе одного из участников драйва был нарисован вариант полностью РУЧНОГО управления вентиляторами.
Рисковано, но раз попросили сделал, мне не трудно.
.
Примечание.
Позже выяснилось, что человеку такая схема на электровентиляторах нужна как дополнительная к уже имеющейся штатной на вискомуфте.
И совсем не для Нивы.
:-)
Предполагается использовать штатный выключатель печки нивы на три положения с подсветкой.
Схема такая же как и выше с минимальными изменениями, для того что бы в любое время можно было перейти на датчики или ЭБУ без особых трудностей.
ОЧЕРЕДНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
.
Опять выполняю просьбу участника драйва и выкладываю схему которой можно вручную включать ОБА режима и при этом управление от ЭБУ остаётся в силе.
ПРИМЕЧАНИЕ (создано на основе общения с не очень опытными в электрике)
.
При любых выше приведённых схемах, силовую часть следует делать толстым проводом.
Где именно, показано жирными линиями на огрызке схемы ниже.
ЕЩЁ ОДНО ДОПОЛНЕНИЕ
.
Схема с принудительным включением ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО (тихого) режима с помощью ДАТЧИКА.
Своего рода дублирование ЭБУ.
А вот здесь, схема принудительного включения ПАРАЛЛЕЛЬНОГО (громкого) режима с помощью ДАТЧИКА.
Здесь тоже происходит дублирование ЭБУ.
Схема повторяет приведённую выше в записи, только здесь вместо выключателя применён датчик.
.
Остальные мои публикации по доработке Нивы Урбан здесь - ссылка