Найти тему
Александр С-К

Нива Урбан - последовательно-параллельное включение вентиляторов охлаждения двигателя

___________________________________________________
ДОПОЛНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ДЗЕНА (август 2024 года)
.
Объясняю гадящим троллям и умникам желающим меня приземлить.
Все мои записи на Дзене, я публикую не ради продвижения и саморекламы.
Это "резервные копии" моих записей на DRIVE2 (ссылка), где приветствуются разного рода доработки и эксперименты увлечённых людей.
Потому и стиль записей именно такой.
Я стараюсь отвечать ВСЕМ (даже троллям) и принципиально ни чьи даже самые идиотские и гадкие посты НЕ ЗАТИРАЮ.
Пусть Мир видит какие люди бывают и какую хрень несут.
Несогласные со мной, высказывая свою позицию, постарайтесь уложиться в один-два поста, потому как продолжительно с вами спорить у меня нет ни сил ни желания.
Упёртых и длительно навязывающих мне своё мнение, я буду банить.
При этом, я с удовольствием поддерживаю длинные продуктивные диалоги, так как они дополняют полезной информацией мою запись.
КОНЕЦ ДОПОЛНЕНИЯ
__________________________________________________
.
ИСХОДНАЯ ЗАПИСЬ С DRIVE2

ПРИМЕЧАНИЕ.
За много лет исходную запись раздуло из-за введения новых схем по запросам участников драйва.
Потому извиняюсь за бардак в публикации.
Новые схемы дорисовывались в конец исходной записи по мере поступления запросов.
______________________________________________________________
.
НАЧАЛО ИСХОДНОЙ ЗАПИСИ
.
Сразу же после покупки машины, не понравилась очень громкая работа вентиляторов охлаждения двигателя.
Стоишь в пробке, никого не трогаешь, а оно как завоет, народ аж из форточек высовывался оглядываясь.
Неудобняк прям…
:-)
Изучение родной схемы показало наличие двух выходов управления с ЭБУ.
Один вывод управлял одним реле которое включало левый вентилятор, второй вывод управлял вторым реле, которое включало правый вентилятор.
.
По описанию работы ЭБУ стало понятно, что первый канал (контакт 41) активируется при включении кондиционера ИЛИ при температуре двигателя 101 градус — при этом запускается только один вентилятор.
Второй канал (контакт 52) активируется при температуре 104 градуса (при этом, первый канал остаётся активным) — дополнительно к первому вентилятору запускается второй.
На практике оказалось, что почти всегда активируются оба канала СРАЗУ, то есть включаются оба вентилятора… громко.
Видимо в жару, одного вентилятора первого канала не хватает для охлаждения и температура быстро подымается до включения второго вентилятора.
Вобщем почти всегда вентиляторы молотят оба и громко.
.
Такое громкое положение дел мне не понравилось и решил я сделать так, чтоб при срабатывании первого канала работали ОБА вентилятора, НО ТИХО — по последовательной схеме.
А если этого не хватило и активировался второй канал, то оба вентилятора включались на полную мощность — по параллельной схеме.
.
Ничего нового я не изобрёл, это распространённая схема последовательно-параллельного включения вентиляторов.
Вот она.

Вентиляторы, в заводском исполнении минусом соединяются на одну точку, на болт массы под запаской.
Чтоб реализовать схему, пришлось один из вентиляторов оторвать от этой точки, удлинить и протянуть к реле в салон.
Дополнительное реле я поставил рядом с двумя заводскими.
.
Теперь, когда запускается кондиционер, то уже включается не один вентилятор, а сразу два в последовательном режиме — происходит равномерный износ вертушек.
.
После переделки немного увеличился промежуток между активацией первого канал и второго.
Видимо охлаждение улучшилось из-за того, что оба вентилятора хоть и тише дуют в последовательном включении, но за то по всей площади радиатора.
Напоминаю, по заводской схеме дул только один вентилятор но только на половину радиатора.
.
НО всё равно, активация второго канала происходила слишком быстро и потому оба вентилятора включались параллельно и громко.
То есть особо я не выиграл ничего.
.
На свой страх и риск я решил сделать РУЧНОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ параллельного (громкого) режима.
Вот схема.

-2

Красным выделены цепи выключателя, индикатора и резистора обманки.
.
Внимание.
Резистор "обманка" обязателен.
Он нужен для того, чтоб отключённый от схемы выход ЭБУ (контакт 52) всегда видел нагрузку, думая что подключён к обмотке реле, иначе он (ЭБУ) будет вываливать ошибку.
.
Теперь выключатель у меня всегда держит отключенной параллельную (громкую) схему.
И только при необходимости я могу её включить в работу, что на практике почти никогда не требуется, так как при последовательной (тихой) схеме температура редко доходит до 104 градусов.
В выключатель, был встроен индикатор "перегрева" (активации второго канала).
Если уж дошло до 104 градусов, то индикатор мне показывает, что ЭБУ "просит" включить параллельную схему и дальше я сам решаю включать её или нет, в зависимости от обстоятельств.
Я иногда соглашаюсь…
:-)
.
Получилось очень удобно, в пробке тихо охлаждается, захотел народ попугать, врубил "форсаж", если конечно ЭБУ на тот момент пожелает активировать второй канал.
:-)
.
Внимание!
Есть небольшой МИНУС данной переделки о котором я обязан предупредить.
При активации последовательного (тихого) режима, вентиляторы становятся зависимы друг от друга.
То есть, при неисправности одного (точнее при обрыве его цепи) обестачивается и другой.
Такое может произойти например как у меня, после глиняной лужи, щётки забились и перестали контачить на одном из вентиляторов, соответственно встал и второй.
.
Но в любом случае это не проблема, так как остаётся ещё параллельный (громкий) режим где вентиляторы работают каждый сам за себя.
.
Индикатор на выключатель пришлось делать самому, так как в природе нет выключателей с контурным рисунком пропеллера и индикатором.
(Не путать с выключателем печки, там рисунок другой и принцип подсветки тоже.)
Для этого пришлось купить донора с индикатором и нужным внутренним "механизмом".
В самой нажималке с пропеллером пришлось просверлить отверстие, изнутри немного раззенковать и вклеить красный пятачок светофильтра от донора.

-3

Вместо лампы был припаян светодиод с резистором.

-4

Внимание.
Так как нагрузочные способности выходов ЭБУ мне не известны, то я рекомендую перестраховаться и заменить лампу на светодиод.
Выход ЭБУ и так перегружен двумя обмотками реле, а тут ещё и лампа будет оттягивать лишние 100mA тока.
Светодиод жрёт в десять раз меньше, всего 10mA.
.
Светодиод поставил белый, даже при половинной мощности светит очень ярко.

-5

В собранном виде выглядит как заводское.

-6

Позже, пришлось делать подобную индикацию но уже на новых кнопках от 2108: www.drive2.ru/l/565835897640059966/
.
ДОПОЛНЕНИЕ (прошло почти шесть лет)
.
В одном из обсуждений на драйве, поднялся вопрос о принудительном включении параллельного режима.
При этом штатное управление от ЭБУ должно оставаться.
Так как у меня такой задачи не стоит, то схему нарисовал чисто из спортивного интереса, вдруг кому либо пригодится.

-7

Тумблер включает ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ (громкий) режим.
Диоды используются любые (лучше Шотки) на ток не ниже 0,5 А.
.
Внимание!
Схему лично не проверял, но теоретически работать должна.
Буду благодарен если кто сделает, проверит и отпишется мне.
Увлёкшись, за одно нарисовал то же самое и на заводской схеме от новых машин.
:-)

-8

Ну и так, чисто для коллекции, для особо извращённых любителей множества тумблеров привожу ещё одну доработку заводской схемы, которой можно включать параллельный и последовательный режимы порознь.

-9

Если вместо тумблеров поставить датчики на разные температуры, то можно датчиком на "низкую" температуру включать последовательный (тихий) режим, а датчиком на "высокую" температуру включать параллельный (громкий) режим.
.
Примечание.
Для включения параллельного режима, необходимо чтобы ОБА датчика были включены ОДНОВРЕМЕННО.
.
Ну а если уж перешли на датчики, то и вобще можно обойтись без ЭБУ.
Схема получается вот такая.

-10

ЕЩЁ ОДНО ДОПОЛНЕНИЕ
.
По просьбе одного из участников драйва был нарисован вариант полностью РУЧНОГО управления вентиляторами.
Рисковано, но раз попросили сделал, мне не трудно.
.
Примечание.
Позже выяснилось, что человеку такая схема на электровентиляторах нужна как дополнительная к уже имеющейся штатной на вискомуфте.
И совсем не для Нивы.
:-)
Предполагается использовать штатный выключатель печки нивы на три положения с подсветкой.
Схема такая же как и выше с минимальными изменениями, для того что бы в любое время можно было перейти на датчики или ЭБУ без особых трудностей.

-11

ОЧЕРЕДНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
.
Опять выполняю просьбу участника драйва и выкладываю схему которой можно вручную включать ОБА режима и при этом управление от ЭБУ остаётся в силе.

-12

ПРИМЕЧАНИЕ (создано на основе общения с не очень опытными в электрике)
.
При любых выше приведённых схемах, силовую часть следует делать толстым проводом.
Где именно, показано жирными линиями на огрызке схемы ниже.

ЕЩЁ ОДНО ДОПОЛНЕНИЕ
.
Схема с принудительным включением ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО (тихого) режима с помощью ДАТЧИКА.
Своего рода дублирование ЭБУ.

-13

А вот здесь, схема принудительного включения ПАРАЛЛЕЛЬНОГО (громкого) режима с помощью ДАТЧИКА.
Здесь тоже происходит дублирование ЭБУ.
Схема повторяет приведённую выше в записи, только здесь вместо выключателя применён датчик.

-14

.
Остальные мои публикации по доработке Нивы Урбан здесь - ссылка