Прошло уже восемь часов с тех пор, как я нахожусь за рулем. Этой ночью на М4 «Дон» сильный туман и слякоть. Бороться со сном помогает кофе и Otherside от RCHP на полную громкость, за дорогой следит Volvo S60, а я лишь держу руки на руле и пытаюсь вглядеться в мутную даль. Внезапно машина начинает самостоятельно замедляться. Впереди ничего, кроме тумана и снега. Когда торможение стало более интенсивным, я наконец вижу на расстоянии вытянутой руки... прицеп без габаритных огней, который тянут старенькие «Жигули» с неработающими задними фонарями.
Машина, которая едет сама по себе
Думаю, что адаптивным круиз-контролем сейчас вряд ли кого удивишь, автоматическим подруливанием тоже. Другой вопрос, как это всё работает. В Volvo за второй уровень автономности отвечает система Pilot Assist. Звучит, будто это автопилот, но не совсем так. Между лобовым стеклом и зеркалом заднего вида S60 установлены камера и радар, которые следят за другими транспортными средствами, а также способны распознать пешеходов, велосипедистов и крупных животных. Последних машина замечает на расстоянии 200 метров и, если водитель не реагирует на предупреждающие звуки и световые индикаторы, самостоятельно тормозит, используя 30% от возможной силы замедления. Почему не 100%? Это нужно для того, чтобы не получить удар сзади от другого автомобиля. Размер животных в Volvo не указывают, поэтому понять, повезло ли собакам или только оленям с кабанами, сказать трудно.
Впрочем, по М-4 все олени обычно двигаются вдоль, а не поперек. Поэтому куда ценнее в такой поездке функции контроля скорости и слежения за разметкой. Если бы не она, ночное путешествие в Ростов-на-Дону из Москвы в условиях плохой видимости превратилось бы в мучение. Я же доверился седану настолько, что стал беспокоиться о дорожных условиях еще сильнее: вдруг объектив камеры испачкается слякотью и ослепнет, а впереди возникнет автомобиль из дерева, который априори невидим для радиоволн радара.
К счастью, S60 работал исправно и ни разу за всю дорогу не подвел, а деревянные машины попадались только на обочинах в виде муляжей патрулей ДПС.
С подруливанием же вышло не так гладко. Во-первых, из-за той же погоды машина часто теряла из виду разметку, и крохотный зеленый руль на приборной панели (индикатор работы системы) становился серым, что означало конец ассистирования. Во-вторых, иногда мне приходилось буквально бороться за честь рулить самостоятельно и в правильном направлении. Видимо, снежная каша на проезжей части смущала электронику, и машина то и дело пыталась ехать чуть левее или чуть правее занимаемой полосы.
Большинство из этих систем безопасности объединены маркетологами под брендом City Safety и входят в базовую комплектацию. Volvo утверждает, что S60 — единственный среднеразмерный седан с таким арсеналом систем безопасности без доплаты. Я зашел в конфигураторы большой немецкой тройки, заглянул на сайты Infiniti и Genesis. Похоже, шведы не врут.
На этом видео видно, как работают матричные светодиодные фары S60: еле заметная машина впереди всегда в темной зоне, а пучок дальнего света слева то включается, то выключается при приближении встречного автомобиля.
Красивый и уютный
Вы же наверняка знаете, как выглядят крутые автомобили? Правильно, чаще всего они синего цвета. Во-первых, такой колер редко встретишь среди дилерских машин «в наличии», во-вторых, этот окрас часто и вовсе недоступен для той или иной модели или комплектации. В-третьих, будь этот тестовый Volvo S60 с обвесом R-Design серый, белый или черный — точно пиши пропало.
Когда спустя долгие годы Volvo выпустили кроссовер XC90 в новом стиле с Т-образными светодиодными фарами, он произвел революцию в шведском дизайне, всем понравился и вообще окончательно перевел бренд в сегмент премиум. Но, на мой взгляд, седаны у них получились еще круче. И S60 с обвесом R-Design не исключение.
Кстати, именно черный цвет отделки сделал салон седана невероятно скучным и невзрачным, хотя по эргономике и качеству его не за что упрекнуть. Я не любитель лапать автомобили за пластик передней панели, но даже там, куда трудно дотянуться, все приятно и на ощупь, и по фактуре.
Volvo напоминает мне мягкое пуховое одеяло, которым ты укрываешься перед сном в комнате с открытым окном. Хорошая шумоизоляция S60 создает буквально домашний уют, а совершенно наплевательское отношение подвесок к разнокалиберным ямам и искусственным неровностям добавляет комфорта: будто оказался внутри некой герметичной капсулы, которая не пропускает внутрь ни посторонних шумов, ни лишних вибраций.
В салоне почти нет кнопок. Двигатель запускается поворотом хрустальной шайбы на центральном тоннеле, там же есть быстрый выбор настройки работы шасси, а рядом с рычагом переключения 8-ступенчатого «автомата» удачная площадка для зарядки смартфона. Во-первых, на ней помещается телефон любого размера (Samsung Note 9 вошел без проблем, а это очень большой мобильник), во-вторых, смартфон лежит так, что на него удобно смотреть, если, скажем, вы забыли подключить его к автомобилю.
За все другие дела отвечает большой сенсорный дисплей Sensus, размещенный вертикально так, будто кто-то взял и прилепил сюда огромный планшет. Через этот экран можно полностью управлять всем, что есть в Volvo: настраивать режимы вождения, отключать и включать системы безопасности, читать анимированную инструкцию, даже подогрев сидений и руля тоже тут, хотя это не очень удобно. Правда, кое-что под этим планшетом все-таки сделали: узенькую полоску управления аудиосистемой с крутилкой громкости. Еще у шведов есть прекрасная функция Volvo on Call, которая позволяет управлять функциями автомобиля через мобильное приложение откуда угодно.
Один из многих
Седан S60 построен на базе модульной архитектуры SPA, которая лежит в основе почти всех Volvo, кроме XC40. Двухлитровый наддувный бензиновый мотор семейства Drive-E устанавливается в каждую модель шведского бренда, как и 8-ступенчатый «автомат» с японскими корнями.
Конкретно в нашем случае это была полноприводная версия T5 с отдачей в 249 удобных в плане российского транспортного налога «лошадок». Ускорение с места до сотни за 6,4 секунды дарит чувство уверенности во время обгонов, не по ощущениям не делает S60 избыточно спортивной или своенравной. Во-первых, тут очень тихо и комфортно, во-вторых, я говорю сейчас о зимних условиях вождения, когда в занос можно пустить хоть КамАЗ, хоть трактор «Беларусь», хоть полноприводный S60. С седаном это сделать сложнее: электронные помощники будут стараться не допустить даже намека на снос или занос.
Настройка режимов вождения седана возможна по четырем схемам: Comfort, который включается по умолчанию, Eco, Dynamic и Individual. Последний позволяет вручную устанавливать параметры для каждого технического узла: усилие рулевого управления, параметры двигателя, быстрота работы тормозной системы, жесткости подвески, работу климат-контроля и системы стоп-старт. Также можно поколдовать на видом приборной панели, но, несмотря на то что она полностью графическая, поменяется только окантовка фиксированных шкал спидометра и тахометра. Не заметил я особой разницы и в работе амортизаторов, но списываю это на мягкую зимнюю резину.
Погода не дала в полной мере почувствовать динамику, зато я вдоволь насладился режимом ECO. Мой итог экономии таков: на полном баке машина рисовала запас хода 750 км. Где-то так оно и было на самом деле: я проехал две с лишним тысячи километров по трассе М4 «Дон» до Ростова-на-Дону и обратно на трех 50-литровых баках.
Экономичность S60, кстати, проявлялась не только в расходе топлива, а еще и в очень полезной фиче с «дворниками»: жидкость тут льется на лобовое стекло прямо из щеток. На дороге снег, слякоть, фуры, пролетающие мимо сломя голову москали и казаки: в общем, брызгать на стекло приходилось постоянно, а индикатор нехватки омывайки возник на приборной панели лишь возле дома, когда я проехал 2200 км.
Сколько стоит
Стоимость седана Volvo S60 начинается от 2 830 000 рублей за 190-сильную версию T4 с передним приводом. Автомобиль T5 AWD R-Design обойдется минимум в 3,6 миллиона, но чтобы довести его до уровня тестового экземпляра с активными светодиодными фарами, электрорегулировками, Pro-навигацией, системой Pilot Assist и многим-многим другим, придется потратить еще около 800 тысяч.
Не думайте, что конкуренты обойдутся дешевле: ни один из них не производится в России по полному циклу, чтобы рассчитывать на большие льготы, а Volvo S60 и вовсе теперь везут из США.