Чтобы эмигрировать в Финляндию, нужно подобрать подходящий лично вам способ. Официальных оснований для получения ВНЖ всего 5: работа (или бизнес, или старт-ап), учеба, воссоединение семьи (или брак), беженство. Плюс пятый вариант – «по крови»: кто-то из ваших родных до третьего колена должен быть финским гражданином по рождению. Но хоть основания эти и унифицированы, история переезда будет у каждого своя, особенная. Рекомендую изучить эту: врачи из Карелии нашли работу в Суоми.
Так, семья врачей переехала в Финляндию меньше года назад – в августе 2020 года. До этого они жили в Петрозаводске – врач-онколог Юлия Юровицкая и проктолог Юрий Капустин. С собой они перевезли трех детей и трех собак. С ними уехал еще и дедушка, но у того своя особенная история эмиграции.
Как всё происходило, описано в длинном интервью на сайте «Руна», там читайте полную версию без сокращений. Я же сделаю краткую выжимку-конспект со своими примечаниями.
Дедушка эмигрировал «по крови»
«Мой родной дедушка по маминой линии финн, и его отец был рожден в 1886 году на территории Финляндии, ставшей потом Питкярантским районом Карелии. Поэтому, хотя ингерманландская программа уже закончилась, финны и их потомки во втором и третьем поколениях (дети и внуки) могут претендовать на получение вида на жительство. Дед его и получил, то есть он репатриант. К сожалению, я уже четвертое поколение (правнучка) и не имею такой возможности».
Как подготовить документы для переезда по работе врачом
«Осенью 2018-го мы подтвердили наши дипломы. Проставили апостили, перевели на финский язык и заверили у нотариуса в Хельсинки, отправили письмом в Валвира (это типа Минобразования). Это заняло несколько месяцев». Одновременно с этим начали учить финский язык. «Где-то в апреле 2019 года, через полгода после начала изучения финского языка, сели за резюме. Резюме писали с репетитором».
Примечание: Valvira – это Sosiaali- ja terveysalan lupa- ja valvontavirasto, государственная контрольно-надзорная служба в сфере социальных услуг и здравоохранения. Именно Валвира занимается лицензированием медицинской деятельности и проверяет все дипломы врачей перед тем, как они получат право на работу.
Поиск работы в Финляндии
После того, как документы были заверены Валвирой и были написаны резюме и мотивационные письма, начался поиск рабочего места. «Всё дело заняло около двух месяцев, отправлено было несколько десятков писем, охвачена почти вся Финляндия за исключением юго-востока (там шведский язык) и Лапландии (Юра был категорически против)».
Первое собеседование в Финляндии
На одно из писем ответила больница в Раахе. Это небольшой городок в 75 км от Оулу, на берегу Ботнического залива.
«После двухнедельной переписки (я отвечала в основном с репетитором), раздумий, сомнений и надежд мы дождались приглашения на собеседование в начале октября 2019 года… Мы так поняли, что основной целью было выяснение нашего языкового уровня, так как они уточняли и переспрашивали пункты из резюме… Потом нас больше часа водили по больнице и показывали, как да что, где какое отделение. Ну и всё».
Документы на ВНЖ
«Мы продолжили изучение языка, а в январе 2020-го подали через консульство документы на ВНЖ (то, что обычно называют «трудовая виза»)… Онлайн заплатили пошлину, заполнили заявление на сайте консульства, приложили кучу сканов документов. Кстати, на счету должна быть сумма, достаточная для проживания семьи в Финляндии в течение 6 месяцев. Вид на жительство нам дали через 4 месяца, а уехали мы в самом начале августа 2020 года».
Примечание: на весь путь - от принятия решения, подготовки документов, поиска работы до получения ВНЖ и, наконец, переезда - потребовалось как минимум 2 года.
Как работается в Финляндии российскому врачу
Юлия и Юрий работали в Раахе на должности аmanuensis, это медики-стажеры. Они всегда работают в больнице и поликлинике под непосредственным руководством и контролем другого врача, не имеют права принимать самостоятельные решения о лечении или, например, назначать пациентам лекарства или назначать обследования.
По словам иммигрантов, многому нужно учиться заново: тактика ведения и лечения пациентов очень отличается.
«Подходы и стандарты часто отличаются от наших. Чувствуем себя идиотами иногда, честно. Наши врачи ориентируются на физикальный осмотр больного, здесь больше на лабораторно-инструментальные данные. У нас интуиция, у них стандарты. И там, и там есть свои плюсы и минусы. Но плюсов у них, пожалуй, все-таки больше, ведь в основном идет рутинная работа, рутинные ситуации, которые они щелкают как орешки. Ошибок очень мало, великолепная преемственность, потому что все делают одно общее дело и одинаково. Как муравьи, в хорошем смысле. Один доктор ушел в отпуск, его без проблем замещает врач вообще откуда-то из дома престарелых или из другого отделения. А редкие и непонятные ситуации всегда можно обсудить с узким специалистом и отправить больного в специализированное отделение».
Как сдавали YKI -тест
«Для работы врачом в Финляндии формально нужен средний уровень, В1-В2. Чем выше, тем лучше, конечно. Вопрос: есть ли у нас уже этот средний уровень? Сложно ответить. Наверное, если оценивать пристрастно, то еще не очень. С другой стороны, у нас немного профдеформировано знание языка, мы уже много знаем по медицине, но нам сложно заказать по телефону пиццу или записать ребенка на тренировку. А на экзамене оцениваются именно бытовые навыки понимания и говорения».
Примечание: YKI-тест - это государственный языковой экзамен; он требуется для получения гражданства, а так же для учебы или работы в некоторых сферах. Не всегда и не везде эмигранту потребуется сдавать YKI.
Когда пришло время продлевать ВНЖ: неожиданный поворот и паника
«Переезжая в Финляндию, мы думали, что раз уж нас взяли на работу в больницу, так нас сюда и планируют, в будущем видят нас врачами этих отделений. Русских тут много, опять же, и мы тут очень прямо нужные сотрудники. Ан нет! На наш запрос о продлении контракта и, следовательно, визы начальница нам ответила, что в дальнейшем места для нас в качестве амануэнссов не предусмотрено. Намекнула, что наш финский все-таки недостаточен для работы. Ну и единственный вариант, который они могут нам предложить, — работа на три месяца в инфекционной поликлинике. Не врачами даже, а hoitaja, брать мазки и опрашивать пациентов».
«Удалось выяснить, что в Финляндии это вообще нормальная практика, никто не получает контракты сразу и на всю жизнь, как в России. Всем «нашим», переехавшим в Финляндию, контракты продлевали только на короткое время — на 4 месяца, на 3, особо «везучим» — даже на 2. Только сдав первый экзамен, можно позволить себе как-то расслабиться, выбрать место работы и получить контракт хотя бы на год. И мы стали опять рассылать исправленные и дополненные резюме».
Примечание: срок контракта зависит от сферы деятельности и от конкретной компании, где он подписан. Можно получить и бессрочный первый контракт.
Новая работа и новый переезд – с севера на юг Финляндии
«Мы прошли несколько онлайн-собеседований с разными больницами. Результатом стал договор с больницей города Нурмиярви. Это в 40 км к северу от Хельсинки. На собеседовании мы выторговали полугодовой договор вместо 3-месячного. Кроме того, нас предупредили, что они заинтересованы в долговременном сотрудничестве (мы тоже). Ну и, может, учтут наш трудовой стаж».
__________________________________________________________________________________________
Напомню: полную версию интервью читайте на сайте «Руна».
!!! Познакомиться с Юлией и Юрием можно в сети: они начали вести свой блог в Яндекс.Дзене под названием «Табором в Европу».
Желаю коллегам по эмиграции удачи!
Почитать про медицину в Финляндии с другой точки зрения, с точки зрения пациентов можно тут: «Медицина в Финляндии: что нужно знать эмигранту»
Больше историй о жизни в Финляндии - в моем телеграм-канале "Финляндия: эмиграция. Личный опыт". Там же есть чат-болталка, где можно задать вопросы и пообщаться и с эмигрантами, и с планирующими переезд.
__________________________________________________________________________________________
Карта телеграм-каналов эмигрантов со всего мира