Найти в Дзене
ATIKIN

Что такое «Яндекс.Дзен» и как на нем зарабатывать

Оглавление
Дзенчик
Дзенчик

«Дзен» – рекомендательный сервис «Яндекса». Он автоматически формирует ленту интересных статей на основе предпочтений пользователя.

Ленту «Дзена» видно на главной странице «Яндекса» (крутите вниз), по адресу zen.yandex.ru , в «Яндекс.Браузере», «Яндекс.Лончере» и мобильном приложении «Дзена». Недавно она появилась в браузере Opera и Viber (вкладка »Интересное»).

Нам, создателям и распространителям контента, он интересен следующим:

  • Ежедневная аудитория сервиса – более 13,3 миллионов человек, а за октябрь 2019 года на сайт зашло более 60 миллиона посетителей.
  • Сервис бесплатно приводит трафик на сайт или канал автора.
  • «Дзен» дает начинающим блогерам возможность в первые же дни получить десятки тысяч просмотров.
  • Сервис платит авторам.
  • Есть возможность размещать и продавать на своем канале нативную рекламу.

Для равновесия сразу перечислю и недостатки:

  • У «Дзена» непредсказуемый алгоритм. Им управляет искусственный интеллект, который сам решает, сколько показов дать вашим материалам. Кроме того, он меняется и будет меняться в будущем, потому что разработчики его дорабатывают.
  • У сервиса есть некоторые недоработки в дизайне и функционале.
  • С монетизацией все тоже не так просто (и не так много), как хотелось бы.
  • Часто случаются технические неполадки.

А теперь обо всем по порядку.

Хотите получать дайджест статей?

Одно письмо с лучшими материалами за неделю. Подписывайтесь, чтобы ничего не упустить.

Как это работает

После публикации материала сервис анализирует его (это занимает некоторое время: от нескольких минут до нескольких часов) и начинает предлагать читателям, интересующимся темой. Сведения об интересах пользователя «Дзен» получает из истории браузера. Кроме того, он предлагает читателю отметить, какие СМИ его интересуют.

У пользователя есть возможность «дрессировать» алгоритм – ставить лайки, если он хочет видеть больше публикаций на данную тему, и дизлайки, если тема ему не нравится. Можно еще подписаться на любимый канал или заблокировать неинтересный.

Например, вы написали текст с рецептом чизкейка. Она была показана небольшой тестовой аудитории (в размере 5 000 человек), в которой были автолюбители, домохозяйки, программисты и бизнесмены. Положительная реакция оказалась у домохозяек, и алгоритм начинает расширять охват именно на эту аудиторию, исключая автолюбителей, программистов и бизнесменов. Со временем алгоритм запоминает вашу аудиторию и будет практически сразу транслировать новые материалы на нужное количество людей. Именно поэтому на «Яндекс.Дзен» советуют придерживаться одной темы, и не менять резко блог с рецептами на блог про запчасти к иномаркам.

У авторов никаких способов повлиять на робота нет: только создавать качественные материалы и смотреть, как крутится счетчик показов.

О том, как точно работает алгоритм в «Яндекс.Дзен» вам не скажут даже сами создатели сервиса. Но чтобы понять принцип, достаточно знать одну вещь: ваши материалы показывают сразу всей аудитории платформы. В отличии от остальных социальных сетей, где все держится на количестве подписчиков, лайках и репостах, в «Дзене» достаточно создать уникальный и полезный материал, который может сразу принести десятки тысяч просмотров и вал комментариев.

Сколько будет показов и насколько тема окажется интересна пользователям, заранее определить невозможно: все в руках алгоритма.

Канал или RSS?

«Дзен» дает авторам две возможности: вести канал или привязать к сервису RSS-ленту со своего сайта. Пример: канал и лента с сайта .

Канал

RSS-лента с сайта

Трафик остается внутри «Дзена», но можно дать ссылку на свой сайт.

Трафик идет на сайт.

Тексты верстаются в редакторе «Дзена». Можно создавать нарративы.

Никаких лишних действий делать не нужно.

Статьи оптимизированы для смартфонов и планшетов.

Зависит от сайта.

Заголовки, лиды и картинки оптимизированы для «Дзена»

Бывают глюки.

Возможна монетизация.

Есть статистика показов в ленте, просмотров, дочитываний, лайков и дислайков, можно подключить «Яндекс.Метрику».

Только статистика сайта.

Чтобы сайт стал источником «Дзена», нужно не меньше 10 000 уникальный посетителей в сутки. При подсчете не учитываются переходы по рекламе, а также из ленты самого «Дзена».

«Раньше «Дзен» давал медиа возможность выбрать один из вариантов. Теперь стало сложнее. Чтобы подключить RSS-ленту к «Дзену», придется завести канал и пройти порог монетизации.

Старые тексты с сайта, которые не распространялись через RSS, можно продублировать на канал. Для этого нужно выполнить следующие правила:

Зато обычный анонс формата «Ух ты, мы запилили крутую статью, читайте продолжение на сайте» делать нельзя: по правилам сервиса нельзя размещать материал только с целью получить переходы на внешний сайт. Любой пост в «Дзене» должен иметь самостоятельную ценность.

Если у вас нет сайта, такой проблемы не стоит – просто откройте канал в «Дзене» и пишите туда.

История одного автора в «Яндекс.Дзен»: шальные деньги, каторга и раскаяние

Как зарегистрировать канал

Залогиньтесь в «Яндексе» и перейдите на страницу «Дзена» для авторов и нажмите «Войти».

Нажмите на кнопку с надписью «Настроить канал», чтобы попасть в свой профиль.

Профит!

Как подключить сайт к «Дзену»

«У вас должен быть канал с пройденным порогом монетизации. Это обязательное условие».

Чтобы сайт стал источником «Дзена», количество уникальных посетителей за день должно составлять не менее 10 000 человек. Возраст сайта – больше месяца. Публикации должны быть относительно свежими.

Чтобы подключить сайт, создайте специально размеченную ленту RSS. Проще всего это сделать, если ваш сайт управляется CMS WordPress (если нет, читайте подробную инструкцию в руководстве «Яндекса» ).

Для WP скачиваем и активируем плагин RSS for Yandex Zen . Заходим в настройки плагина и оставляем все пункты заполненными по умолчанию, кроме графы «Тематика записей по умолчанию». Там выбираем подходящую тему

Лента и канал объединяются через « Яндекс.Вебмастер ». Зайдите в сервис под тем же логином, на который зарегистрирован ваш канал. Введите адрес сайта и подтвердите, что у вас есть на него права, любым доступным способом. Вернитесь в «Дзен», откройте меню, вставьте адрес RSS-ленты и нажмите кнопку «Проверить», после чего ваша заявка отправится на модерацию.

Модерация занимает от трех дней до нескольких недель. После нее вы получите ответное письмо «Дзена», а ваша лента появится по адресу https://zen.yandex.ru/ваш_сайт.ru (см., например, https://zen.yandex.ru/texterra.ru ). Зайти в ленту нельзя – это просто витрина, где отображаются все ваши публикации.

Почему бренды массово идут на Яндекс.Дзен? Как компаниям продвигаться правильно?

Как подключить к каналу «Яндекс.Метрику»

По умолчанию «Дзен» показывает всего четыре характеристики: количество показов в ленте, количество дочитываний статьи или нарратива, количество комментариев и дату публикации.

Лайки и время, которое пользователи потратили на чтение, можно посмотреть в расширенной статистике, или открыв материал.

Если хотите знать больше о своих читателях, подключите к каналу «Яндекс.Метрику». Перейдите на страницу создания счетчика, придумайте название, в графе «Домен» укажите адрес своего канала, примите условия пользовательского соглашения и создайте счетчик.

Перейдите на вкладку «Основное» и скопируйте номер счетчика. Вернитесь в свой профиль, нажмите кнопку «Подключить метрику» и вставьте в поле номер счетчика. Все, теперь вы можете смотреть подробные отчеты о посетителях своего канала.

Как писать статьи в редакторе «Дзена»

Нажмите на желтый кружок в верхнем правом углу экрана и выберете пункт «Статья».

Редактор «Дзен» дает только самый необходимый набор возможностей. Но он удобный и уже давно перестал глючить.

Если набрать текст и выделить его, появится меню форматирования.

Можно сделать текст жирным, курсивным, подчеркнутым. Можно выделить врезку или заголовки Н2 и Н3.

Если выделить текст и привязать к нему ссылку, а потом продолжить набирать дальше, весь следующий текст тоже посинеет и превратится в анкор. Удалить ссылку никак нельзя, только вместе с текстом.

Интерфейс поддерживает маркированные списки и эмодзи. Теперь списки можно создать и в самом редакторе. Если вам удобнее писать статьи в Google Docs или «Ворде», то можете копировать текст оттуда. Форматирование потеряться не должно.

Если установить курсор на пустую строку, слева появится меню вставки картинок и кода. Если не появляется, значит на строчке затесался лишний пробел, удалите его.

Меню вставки кода позволяет добавить к публикации видео из YouTube, посты из «Инстаграма», «ВКонтакте», «Фейсбука», «Твиттера», карты из «Яндекс.Карт» и плейлисты из «Яндекс.Музыки». Также можно добавить виджеты «Яндекс.Форм», чтобы опубликовать тест или форму для сбора заявок. Пройдя по ссылке вы сразу попадаете в конструктор.

В большинстве случаев достаточно просто скопировать ссылку на нужную страницу. Во «ВКонтакте» нажмите «Поделиться» – «Экспортировать» – скопируйте код элемента.

В «Яндекс.Музыке» – «Поделиться» – «HTML-код» – скопируйте код – вставьте его в окошко редактора.

Когда статья готова, нажмите «Опубликовать». В открывшемся окне отредактируйте заголовок и описание, выберите одну из картинок для карточки.

Максимальная длина заголовка – 100 символов. Описания – 398. Но чем длиннее заголовок, тем меньше места остается для описания. При 100 символах заголовка лид исчезает вовсе.

Совет: в первый час-два после публикации вы можете изменить заголовок или картинку, если увидите низкие показатели просмотров к охвату. Если вы сделаете это спустя сутки, то алгоритм уже закрепит за постом конкретную аудиторию – повлиять на просмотры не получится.

Когда выберете картинку для фона и добавите описание, не забудьте про теги. Их не видно сразу и нужно промотать страницу вниз.

Теги в «Яндекс.Дзен» – это тематические разделы, и оттого, как верно вы их подберете к материалу, будут зависеть первые часы жизни вашей статьи. Алгоритм проанализирует ваш текст и постарается выбрать сам, но он может ошибаться. Пожалуй, лучше проставить теги самостоятельно – просмотрите у самых успешных статей (и ваших, и конкурентов), выпишите и используйте.

Не так давно в сервисе появилась возможность делать отложенный постинг. Это очень удобно. Раньше приходилось сохранять статьи в черновиках, а потом публиковать их с телефона, когда отдыхаешь на море, например.

Счетчик показов начинает работать не сразу, а через несколько часов после публикации.

Кстати, теперь добавлять новые статьи можно и через мобильное приложение «Дзена».

Нарративы

Нарратив – собственный оригинальный формат «Дзена». Больше всего он похож на сторис в Instagram , но нарративы не исчезают в течение суток. Вот пример:

С 3 апреля 2020 года в «Дзене» закрыли формат нарративов и микро-постов. Все, что было выпущено – остается, но создавать новые материалы не получится. «Яндекс» обещает вместо них сделать другие форматы.

Видео

Еще один формат «Дзена» – видео, которое можно смотреть прямо в ленте. Можно загружать ролики длиной до одного часа. В видео можно добавлять описания (до 400 символов), ставить теги и сделать отложенную публикацию.

Запрещенный контент

Сервис ругают за большое количество «желтых» статей, но «Дзен» активно их истребляет и у него суровые правила.

Имейте в виду, что сервис активно борется с копипастой и бесполезными анонсами, которые не имеют собственной ценности, но предлагают читателям перейти на сайт. Да и каналы с выдуманными семейными историями, где одна копирует другую, стали ограничиваться незамедлительно.

Монетизация

Канал, впервые достигший 7 тысяч полных прочтений статьи в неделю (при средней длительности прочтения не менее 40 секунд), может подключить монетизацию. «Дзен» дает две возможности: простой заработок и вариант для самозанятых. Подключить прямые продажи через рекламную сеть ADFOX можно только тем, кто попал в программу поддержки авторов «Нирвана».

В первом случае «Дзен» берет на себя все обязательства по выплате налогов. Во втором случае, вы платите самостоятельно, подключив приложение «Мой налог». В среднем, оплата самозанятого автора на 15-30% больше, чем при простом заработке. Подробнее о самозанятости читайте в справке «Яндекса»

«Дзен» платит не за просмотры, а за клики читателей по рекламным блокам. Поэтому заработок непредсказуем. Но в среднем получается от 40 до 180 рублей за тысячу просмотров одной публикации. Деньги можно вывести на «Яндекс.Кошелек» или PayPal (для иностранцев).

Модерация занимает около трех дней, при большой загрузке может быть и дольше.

Немного о заработке:

Я не буду здесь углубляться в тему прямых продаж, потому что не работаю с ними. Этот вопрос потянет на отдельную статью, но вы можете прочитать подробности в справке «Яндекс.Дзена» .

Продвижение

Да, алгоритм дает показы всем авторам бесплатно. Но если вам нужно больше просмотров и дочитываний, то их можно купить. Не так давно в «Дзене» появились рекламные кампании. Кабинет выглядит вот так:

Форматов рекламы два. Первый называется «Вовлечение». Очень похоже на обычную контекстную рекламу. Вы платите только за пользователей, который открыли ваш материал в ленте и дочитали до конца.

Ставку устанавливаете сами, и она работает по принципу аукциона. В конце материала можно вставить ссылку на свою посадочную страницу и вести трафик туда. Минимальная ставка – 1 рубль.

Второй вариант – «Охват». Здесь вы платите за показы вашего материала в ленте. 1000 показов стоит 200 рублей.

Кому это интересно? Крупные бренды уже начали пользоваться платным продвижением. Вот примеры нативных публикаций:

Статистика

Чтобы посмотреть, сколько просмотров набирают ваши статьи и какой у них CTR, не обязательно мудрствовать с сервисом «Яндекс.Метрика». Вкладка с расширенной статистикой установлена в самом конце, за рекламными кампаниями:

Как видите, тут доступны такие интересные метрики, как среднее время дочитываний или карта дочитываний. И вдобавок к ним привычные нам «лайки», CTR, комментарии и т. д.

Как продвигать бренды в Яндекс.Дзене

Аудитория

Сколько людей читают «Дзен» и проводят в его ленте свое время? По последним данным, ежедневная аудитория составляет 13,3 миллионов человек, а в октябре прошлого года соцсеть посетило более 60 миллиона человек.

Еще немного цифр:

  • 50 % – мужчины, 50 % – женщины;
  • 48 % пользователей приходят с мобильных устройств;
  • Гео данные: треть любителей «Дзена» живет в Москве и Санкт-Петербурге, 36 % пользователей – из городов с населением свыше 500 тысяч человек.

Мнение о том, что большая часть «населения» платформы – это возрастные пользователи косвенно подтверждается на всех моих каналах. На каждом из них я получаю примерно вот такое распределение по возрастам:

И у меня нет каналов про дачу или воспоминания о советских временах. Это автомобили, психология, кино.

Есть ли смысл писать на «Дзене» про компьютерные игры или технологии? Да, успешных каналов в этой нише хватает. Сервис как раз и хорош тем, что может найти аудиторию под любую тематику.

Да, кор-аудитория у «Яндекс.Дзен» – люди старше 45 лет, но молодые здесь тоже есть. Задача автора создать универсальный контент, который будет развлекать и учить. Поэтому, важно живо и интересно рассказывать о чем угодно и при этом, создавать ценные материалы.

Какие темы заходят в «Дзене»

Пожалуй все, кроме интернет-маркетинга. Но это не точно. Дело в том, что площадка развлекательная. Люди приходят в «Дзен» не изучать мануалы, а отвлечься и отдохнуть. Поэтому среднее время дочитывания каждой статьи – 1–2,5 минуты. Не больше.

И если вы можете повествовать о квантовой физике простым языком, да еще и сдабривать такие рассказы юмором и метафорами, то ваш канал определенно «зайдет». Но с автомобилями, фильмами и советами по ремонту будет проще.

С появлением алгоритма «Альфа Центавра» – который должен был изменить трафик в пользу авторов, а не медиа – многое изменилось. Судя по тому, что пишут авторы платформы, количество просмотров резко упало, а «желтизна» стала единственным способом быстро «поднять деньги». Это связывают с быстрым ростом количества писателей и статичным количеством читателей, поэтому монетизацию у новичков включают крайне медленно – рынок переполнен. Теперь нужно писать в течении месяца (а то и двух), чтобы дойти до порога в 7 000 дочитываний и получить заветную возможность зарабатывать деньги . Поэтому даже хорошие журналисты со временем начинают делать «желтый» контент и отказываются вкладывать силы в что-то более сложное, чем подборка или топ. В то же время существует масса каналов с миллионной аудиторией, которые делают уникальный контент и с легкостью собирают по десятки тысяч дочитываний у своих материалов.

Карма

У каждого канала в «Дзене» есть Карма. Она меняется раз в неделю и подсчитывается в баллах. Карма делится на 5 показателей. Это «Оригинальность», то есть качество и глубина проработки темы, «Развитие канала» (рост новых подписчиков) и т. д.

При этом учтите, что на «Оригинальность» больше влияют статьи, чем нарративы, а «Качество» будет выше, если вы используете свои иллюстрации, а не чужие.

Что дает этот инструмент? Каждый пункт может набрать максимум 20 баллов. Общий предел – 100 баллов. Если вы набираете больше 70, то вы получите бонусные показы. Если канал ограничили за нарушения, то «Карма» будет оштрафована.

Кроме того, она вообще обнуляется, когда на канале выходит меньше трех материалов в три недели.

«Нирвана» и «Выбор Дзена»

«Нирвана» – это программа поддержки авторов, которые создают уникальный и качественный контент. Занятно, что попасть туда могут не только владельцы каналов, но и сайтов.

Что получают участники «Нирваны»:

  • Приоритет в ленте рекомендаций. Как следствие, больше показов, просмотров и подписчиков.
  • Персонального менеджера из службы поддержки.

Есть ли толк от этой программы? Да, есть. Один из моих каналов месяц назад приняли в «Нирвану». С тех пор я заметил, что мои материалы начали стабильно получать больше показов даже при CTR в 3–5 %.

Но не надо думать, что после попадания в число «избранных» можно расслабиться и начать массово выгружать всякую «желтуху». Из программы легко вылететь, и контент участников «Нирваны» постоянно проверяется.

« Выбор Дзена » - еще одна интересная партнерская программа, которая должна рассказать читателям об интересных авторах. Участие в ней – непостоянное. Приведу цитату, где подробно разъясняется, как это работает:

Если смотреть «кейсы», которые приводятся в статье о запуске программы, то она реально чудодейственная.

Мой канал тоже участвовал в этой программе, но таких впечатляющих изменений я не заметил. А подробно о «Выборе Дзен» можно прочитать в журнале .

Как вести блог без собственного сайта: обзор 9 бесплатных блог-платформ и паблишинг-инструментов

Заключение

Сегодня «Яндекс.Дзен» остается единственным сервисом в рунете, который дает свободно публиковать контент любым авторам, позволяет на этом зарабатывать, да еще и сам приводит читателей.

Но у него хватает недостатков. Это непредсказуемый алгоритм, строгие правила и суровые наказания, а также мелкие технические неполадки, которые доставляют проблем хотя бы раз в неделю.

На этом всё, теперь я вас желаю успехов с создании новых статей:)