Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
(Иак. 2:26)
Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
А не делающему, но верующему в Того,
Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
(Рим. 4:4 – 4:5)
В XVI – XVII веках произошло разделение единого христианского мира на католиков и протестантов, что, конечно же, отразилось на всех сферах общественной жизни, в том числе и на изобразительном искусстве. Искусство – это не просто продукт творческой деятельности конкретного человека – оно является отражением мировоззрения того общества, в котором было создано.
Главной целью каждого благочестивого христианина в Европе XVI века было обретение спасения души. Католическая церковь разделяла позицию апостола Иакова, согласно которой спасение достигается по средствам веры и дела. В то время происходило строительство собора святого Петра в Риме. Собор строился исключительно на пожертвования. Человеку, жертвовавшему часть своих средств на строительство, выдавался специальный документ – индульгенцию, подтверждающий его благое дело, приближающее к спасению.
Против такой позиции выступал Мартин Лютер, протестовавший не сколько против индульгенций, сколько против уверенности в том, что делами можно спастись. Он считал, что спасение достигается только верой и опирался в этом на апостола Павла.
Католическая церковь считала, что жизнь человека есть постоянный выбор между делами благими и делами греховными, то есть люди обладают свободой выбора, по результатам которого и будут судиться на Страшном Суде. Эту точку зрения выразил Эразм Роттердамский в своём труде «Диатриба или рассуждение о свободе воли».
Мартин Лютер, полемизируя с Эразмом Роттердамским в работе «О рабстве воли» и даже переходя в некоторых местах на личности, высказал твёрдое убеждение в том, что никакой свободы воли нет, ведь если бы она была, то Бог не был бы всемогущим . Все в мире предопределяется Богом. В падшем мире, по Лютеру, жизнь человека – это постоянное искушение, которое можно преодолеть только при помощи веры. Бог же помогает истинным христианам, посылая им успехи в их повседневных делах. Именно поэтому тот член общества, у которого не получается достичь успеха в своей профессии, не является глубоко верующим и порицается, а успех человека – верный знак его предопределения Богом к спасению .
Ответ католической церкви не заставил себя долго ждать, на Тридентском соборе позиция Мартина Лютера была осуждена, а церковные иерархи решили, что раз у человека есть свобода воли, то необходимо подталкивать его к принятию правильного выбора, используя для этого все доступные способы, в том числе и изобразительное искусство. Это был первый в христианской Европе случай намеренной пропаганды через изобразительное искусство. Искусство должно было привлекать, потрясать, должно было показывать муки тех, кто сделал неправильный выбор и демонстрировать блаженство праведников.
Ярким примером такой пропаганды стало творчество испанского художника Бартоломе Эстебана Мурильо. Его картины поражали современников многомерностью, неожиданными пафосными ракурсами, эффектными цветовыми переходами, особым театральным мистическим драматизмом. Стараясь усилить воздействие своих образов на зрителя, он писал богородиц с типичной испанской внешностью. Художник –католик влияет на чувства верующих через сложность форм и композиции, нельзя сразу определённо сказать, что конкретно происходит на картине, но очевидно, что это действо крайне возвышенно.
Иная ситуация складывалась в протестантской Европе. Все равны перед Богом. Нет никого особенного, никто не важнее другого. Дело человека - предопределённый свыше путь, потому что свободы воли нет. Свою ежедневную работу нужно делать максимально качественно и честно. Неслучайно протестант Альберт Дюрер говорил, что высшее благо – это добротно выполненная вещь. У протестантов ценится профессиональная честь, доброе имя и авторитет в бизнесе . И отсюда понятно чувство собственного достоинства на заказных портретах различных профессиональных объединений Голландии XVII века. Так, например, на картине Рембрандта «Синдики» все персонажи, сидящие за столом, заняты делом, они одеты просто, но дорого. Рядом с ними присутствуют атрибуты успешного человека – кошелёк и бухгалтерская книга. Каждый из них – достойная личность. Видно, что художник как бы отвлёк их от обсуждения важного дела, однако они не будут терять времени зря и вскоре вернутся к своему занятию.
Таким образом, как бы странно это не звучало, признание у человека свободы воли и возможности искупить проступок перед Богом благим делом привели католиков к созданию пропагандистского искусства с целью манипулирования сознанием человека, то есть к ограничению его реальной свободы выбора. И наоборот, понимание протестантами жизни как предопределённого свыше пути, формирует общество профессионалов, свободное от цензуры, общество людей, понимающих путь к Богу как упорное совершенствование в своём деле.
Список литературы
1) Ю. В. Аманацкий Возникновение и эволюция христианства: католицизм и протестантизм. лекция // Правовое поле современной экономики. – №12, 2018. – с. 35 – 53.
2) С. Л. Назаров Православие, Католицизм и Протестантизм о труде как спасении // Международная научно-практическая конференция «Уральская горная школа – регионам», г. Екатеринбург, 8-9 апреля 2019 г. (Уральская горнопромышленная декада, г. Екатеринбург, 3-12 апреля 2019 г.): материалы конференции. / Оргкомитет: Н. Г. Валиев (отв. за выпуск) [и др.]; Уральский государственный горный университет. – Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2019. – с. 859–861.
3) Эдвардс Дж. Свобода воли / Пер. с англ. – СПб.: Виссон, 2016. – с. 1–61.
4) Эразм Роттердамский Философские произведения / Пер. и ком. Ю. М. Каган. – М: Изд–во «Наука», 1986. – с. 218 – 546.
5) Новый: канонический [Текст] . — М, 2018. — 292 c.
6) История христианской церкви / Н. Тальберг. - [Репринт. воспроизведение]. В 2 Ч. ч. 1 – Москва ; СП "Интербук" ; Нью-Йорк : Астра, 1991. – с. 34 – 38.
7) Мартин Лютер О рабстве воли/Martin Luther On the Bondage of the Will Franklin Classics; 2018