Найти в Дзене
Мария Златова

Наследница Византии. Глава 55

– Ваша позиция мне ясна, – сказал Смирнов, – она, конечно, немного не учитывает реалии сегодняшнего дня. Но не это главное.

– Почему не учитывает? – спросила я, пропустив мимо ушей, что же, по мнению губернатора, является главным в реалиях сегодняшнего дня.

– Понимаете, что бы мы с вами ни делали, второго Сколково здесь, в Сибири, не получится.

– Кто вам это сказал? Господь Бог? – перебила я и тут же прикусила язык.

Наверное, Юлька все же права: есть во мне что-то, что граничит с наглостью. Однако Смирнов, похоже, не обратил внимания на мое замечание.

– Сибирь интересна инвесторам своими природными ресурсами. С этим ничего не поделаешь. Ни вы, ни я не можем этого изменить. Поэтому мы должны действовать, сообразуясь с реалиями сегодняшней действительности. Нам нужны инвесторы? Нужны.

– Даже если загадят весь край своими выбросами?

– Этого не произойдет, – сказал Смирнов, – по крайней мере, пока я являюсь губернатором края. У нас есть рычаги влияния на инвесторов. Я заметил, как вы отреагировали, когда я сказал, что мы не можем ничего изменить. Я имел в виду, что мы не можем изменить общую тенденцию. Однако создание краевой экологической политики, введение законодательных норм, общественный контроль за деятельностью предприятий, ведущих работу на территории края – все это должно быть. Вот над чем необходимо работать. Надо не кричать на митингах: нам не нужен завод! Надо сначала разобраться с тем, что это за проект, каковы его действительные недостатки, и только после их устранения говорить о возможности его реализации на территории края.

Я молчала.

– Разве хорошо будет, если мы разом откажемся от всех инвестиций? На ближайшие годы запланирована масса проектов в лесной, горнодобывающей, нефтегазовой отраслях, выгодных, прежде всего, нашему краю. Не будет предприятий – мы просто не будем интересны Москве. Не будет заводов – не будет бюджета, поймите это! Но мы будем следить за тем, чтобы интересы жителей края не пострадали, прежде всего, в вопросах экологии. И я даю вам слово, что проект ферросплавного завода не будет реализован до тех пор, пока инвестор не докажет, что этот проект нам нужен. И в смысле экономики. И в смысле безопасности.

– Вы полагаете, что этого можно добиться? Что горожанам и краевым властям в самом деле удастся контролировать работу ферросплавного завода?

– Я в этом убежден. Более того, я только вчера беседовал с нашими красногорскими учеными. Среди них были и экологи, и металлурги – это ученые с мировым именем. По их мнению, производство марганцевых ферросплавов можно сделать экологически чистым. Однако для этого необходимы изменения в проекте. Необходимо создать рабочую группу, в которую вошли бы и ученые, и депутаты, и представители вашего движения. По результатам деятельности рабочей группы и нужно делать вывод, нужен нам этот завод или нет.

– Может, где-нибудь в Европе и есть такой общественный контроль. Но у нас его нет, и еще долго не появится. Лично я не думаю, что контроль за работой завода со стороны жителей города будет реально осуществим. Быть может, сначала нам и пойдут навстречу. Но потом… Деньги есть деньги.