Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Волны памяти. Преодоление ПВО (Домна, 120 иап, Миг-21с, 1975 год)

Оглавление

Владимир Силенков

Фото из интернета
Фото из интернета

В те годы, в наших сухопутных войсках появилось новое, грозное, маловысотное оружие ПВО – ЗСУ 23-4 «Шилка». Мимо этой пушки безнаказанно никто не ног пролететь! Так значилось в ТТХ.

Как-то раз, командир полка (Бойко) вызывает к себе старшего лейтенанта и даёт ему задание – обеспечить учебно-тренировочные стрельбы батареи «Шилка» в районе полигона Мухор Кондуй. Для этого выполнить несколько проходов по заданному маршруту на высоте 200 метров над верхней точкой рельефа. И зачитывает маршрут. А я то, вижу… в телеграмме 50 – 200 метров написано! И без всякой верхней точки рельефа, над позицией! «Есть!», сказал, а подумал «Угууу…». Хорошо, что Бойко в глаза мне не посмотрел, ибо горели они уже ярким пламенем удачи, радости и азарта…

Готовился к полёту серьёзно. На карте – никаких пометок. Район выучил наизусть. И, при развороте на боевой курс, «нырнул» за сопки на предельно малую высоту.

Надо признаться, опыта полётов на предельно малых высотах у меня тогда не было, как, впрочем, и допуска к полётам на них. Но получалось всё хорошо. Сразу убедился, что нельзя смотреть по сторонам – не видно, куда летит самолёт, а так притягивает, красиво! Зато в лобовое стекло прекрасно видны препятствия, которые нужно обогнуть.

И вот, обойдя полигон стороной, с тыла, на высоте кустов захожу на их позицию.

Сизые выхлопы дизелей, поднимаясь над кустами, демаскировали батарею. Это они! При проходе над первой установкой пришлось подпрыгнуть, чтобы не сдуть солдатика, который стоял на верху бронемашины и смотрел в сторону, откуда меня ждали!

Неожиданность атаки была достигнута, но я и сам не сумел, ни в кого прицелиться и «стрельнуть», слишком низко был, поэтому поставил себе «тройку». Ещё пять секунд жмусь к земле для выхода из зоны поражения, удерживая скорость 900 км/час по прибору. Теперь разворот с набором двухсот метров и уже полноценная атака. Странно, не имея опыта таких полётов, всё получалось. Стрелять с высоты 20 – 50 метров оказалось легко. Летишь прямо в бок высокой бронемашине и поливай её огнём с дальности 500-800м – не промажешь! Выполнив две неожиданные, стремительные атаки, ушёл и спрятался за хребтом. Выполняя виражи на высоте 100-150 метров, немного отдышался и снова в атаку. На пологом склоне паслось стадо. Пролетая между коровами в голове мысль: «Напрасно они тут. Ещё доиться перестанут.» Но вот и пушки… «Стреляю» в одну, доворот, ещё в одну… И тут вижу – лечу прямо в комель дерева! Хватаю РУС (ручку управления самолётом), а самолёт медленно, медленно, так нехотя поднимает нос… Дерево всё ближе, высоченное, сухое, без листьев, и никак не перетянуть верхние ветки… В глазах темнеет, всё, сейчас будет удар… Нет... нет... нет… Проскочил между веток? Ослабевает перегрузка, возвращается сознание. На высоте, около тысячи метров, «завис» над батареей. Начинает «колотить». Жуткая животная дурнота, потеря координации, ноги на педалях скачут, удержать невозможно… Мысль: «Всё ребята… Неужели я снова жив? Стреляйте по мне как хотите…»

И тут, откуда-то сзади, раздаётся тоненький, подленький голосок: «Что, испугался? А если по тебе действительно стрельнут, ты так же будешь дрожать как осиновый лист»? Беру себя в руки, ввожу в пикирование и атакую батарею. Но хватит, ухожу на предельно малой высоте. Вижу на склоне хребта прогал между высокими деревьями, влетаю туда… а мне навстречу прямо в лоб большой красный автобус «Икарус» спускается. Видели бы вы глаза того водилы, который на дороге с летящим самолётом разъезжался… Ну думаю, заедет он в кювет с перепугу и меня за хулиганство по полной! Скорее в набор 3600 на Кадалу.

Снова всё обошлось. Батарея по мне так и не «отстрелялась». Запросили ещё одного хулигана, но полёт достался другому.

Мистика это или судьба, не знаю. Но сухое дерево ко мне всё равно вернулось через 13 лет, 25 апреля 1988 года. Но об этом в следующий раз.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен