Великий князь киевский Владимир Святославович своим указом заменил, в то время повсеместное язычество на Руси, христианством. Случилось это в далеком 988 году, после того как он (князь) сам принял христианство из Византии при захвате греческой колонии Херсонес и женитьбы на сестре византийского императора Анне.
Само крещение Киевской Руси проводилось уже с помощью княжеской власти и формирующейся церковной организацией - насильно. Сопротивление оказывало не только жречество процветающее на Руси, но и различных слоев населения.
Правда это или нет, но в то время, некоторые источники описывают о массовых убийствах и посадками в тюрьму множества неповинных людей, лишь за то, что они были не согласны с зародившейся церковью. Жили со своими богами, а не церковными. И все же...
В самом Киеве этот процесс проходил хоть и принудительно, но мирно.
Князь Владимир отправил по всему городу глашатаев, которые должны были рассказать народу повеление князя: " Если кто не придет завтра на реку - богат ли, или убог, или нищий, или раб - да будет противник мне".
По свидетельству киевского митрополита Иллариона: "Не было ни одного противящегося благочестивому повелению его, даже если некоторые и крестились не по доброму расположению, но из страха к повелевшему сие, ибо благочестие его было сопряжено с властью".
В других же городах Киевской Руси замена традиционного культа новым - встречала открытое неповиновение. В Новгороде даже пришлось пустить в ход военную силу: "Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнем".
А в отдаленном Ростове, где крещение прошло без каких - либо инцидентов совсем скоро наступила ответная и жесткая реакция. Первые два ростовских епископа струсили и сбежали оттуда из - за неверия и досаждения людей. Против третьего епископа люди подняли бунт - его хотели изгнать из города и даже убить. Только четвертому епископу Исаии, удалось " предать огню " все местные идолы, стоявшие в Ростове и в области, а также жителей "напоить" своим учением, скорее всего не без помощи военной силы.
Если такое происходило в городах, то в селах и лесах, было еще хуже.
К сожалению летопись, которая интересовалась исключительно только княжеской, боярской и церковной аристократией, ничего не говорит нам о ходе обращения в новую веру простого русского народа.