Я ни в коем разе не кино критик или блогер. Я просто делюсь своими мыслями о фильмах, которые так или иначе на меня повлияли.
Человек я довольно пугливый. И по этой причине практически никогда не смотрю фильмы ужасов. Про серию фильмов Чужой я конечно слышал давно, но в 90х, эпоху расцвета VHS эта кинофраншиза прошла мимо меня. Но, как я уже писал в своей статье про Одиссею 2001го года, я люблю фильмы про космос, поэтому как только заимел DVD плейер я наконец-то познакомился с этим удивительным монстром.
Сразу хочу сказать, что я буду рассказывать о фильмах из классической квадралогии. При всём моём бесконечном уважении к Ридли Скотту, я по возможности оставлю за гранью два его последних фильма. И не потому, что они какие-то ужасные и должны быть сожжены, как считают многие "старые" фанаты. Полную картину задуманную Скоттом, мы увидим не раньше, чем выйдет 3й фильм. Только когда у нас на руках будет вся трилогия можно будет делать выводы, признать творчество дедушки Ридли каноном или всё таки сжечь.
В первый раз я посмотрел Чужого где-то в 2005м году, да вот так поздно. Но должен сказать, что фильм на меня произвел неизгладимое впечатление. Естественно после первого фильма я посмотрел и все остальные части квадралогии. Я даже купил себе спец. издание на 9ти дисках и посмотрел не только сами фильмы, но и документалки о создании.
Чем же меня и миллионов людей по всему миру зацепил Чужой? В первую очередь это безусловно сам монстр. Ксеноморф родился в голове гениального швейцарского художника Г. Р. Гигера. Сам Ридли Скотт сказал, что Гигер "залез" ему в голову и вытащил образ монстра. Для 1979го года монстр вышел настолько реалистично, что остаётся пугающим и сейчас, спустя более 40ка лет. Конечно некоторые критики скажут, что самого монстра в фильме почти и не показывают, но это подчеркивает его загадочный и ужасающий образ. Он неотвратимая, неуловимая, не убиваемая угроза. Рипли только чудом удалось его победить, а в первом варианте сценарии и она должна была погибнуть, что означало полную победу монстра.
Но ксеноморф не единственный ингредиент в этом рецепте успеха. Хоть и не хотел, но приведу в пример Чужой: Завет, там тоже были ксеноморфы, но фильм они лучше не сделали. Несмотря на то, что Чужой казалось бы ужастик и зрителю надо следить за тем, как изобретательно и жестоко погибают персонажи, но фильм на самом деле про людей. Создателям фильма и актерам удалось создать команду корабля, в которую веришь. Все смотрятся органично и правдоподобно, а самое главное, что между героями нет обязательно сейчас романтики, хотя в первых вариантах сценария близкие отношения между Рипли и Далласом были. Если бы фильм снимали сейчас, то Бретт и Паркер были бы межрасовой гей парой.
Отдельного упоминания заслуживает конечно Эш. Этот персонаж появился далеко не в первом варианте сценария Дена О'Беннона. Первоначально там был просто бортовой компьютер, потом злой бортовой компьютер и только когда авторы поняли, что люди будут пинать их за плагиат HAL 9000 и родился научный офицер Эш. Да, бортовой компьютер по имени Мать остался, но она выполняет в фильме только чисто технические функции, каких-то решений она не принимает. На мой взгляд тема искусственной является равнозначной теме внеземной жизни. Опять же в Прометее эта тема вышла на первый план. Причем если посмотреть на другие фильмы серии, то Эш был единственным андроидом злодеем. Если точнее, то его настолько восхитил ксеноморф, что он поставил его выживание, выше жизней членов экипажа корабля. Все остальные андроиды были положительными персонажами. Сцена, когда выясняется правда, о природе Эша на мой взгляд является одной из самых сильных в фильме, ну а момент его "смерти" и "оживления" навсегда остается в памяти.
Сценарий фильма очень долго не давался Дена О'Беннону. Тяжелее всего ему было придумать как существо попало на корабль и только после ночного кошмара ему пришла идея о том, что монстр зародится внутри одного из членов экипажа. В одном из интервью он сказал, что сразу же в 3 часа ночи позвонил второму сценаристу Рональду Шусетту с этой новостью. Он вообще не верил в фильм, дошло до того, что во время премьеры фильма он не пошел в кинотеатр и ездил на машине по улице. Чем в итоге премьера закончилась мы все знаем.
Помимо Гигера над фильмом работал другой не менее талантливый человек - Рон Кобб. Именно ему мы обязаны невероятно реалистичным кораблям Ностромо и Нарцисс. Причем он создал не только корабли снаружи и все интерьеры. Благодаря его работе персонажи фильма обрели необходимую глубину и органичность. Окружающий персонажей мир, хоть и является далеким будущим, но одновременно не кажется чем-то чужеродным и далеким от нас.
Вы думаете я забыл про Рипли? Я оставил её на финал статьи. Задолго до бума феминизма в кино Эллен Рипли показала образ по настоящему сильной женщины. Причем она это сделал без постоянного унижения и принижения мужских персонажей вокруг, что почему-то никак не удается современным режиссерам. Персонаж, блестяще воплощенный Сигурни Уивер, стал образцом для подражания не только в кино, но и в целом в массовой культуре. Про неё можно вообще отдельную статью писать. Причем мне лично Рипли больше всего нравится в первых двух фильмах, в них она как бы это объяснить, настоящая. В 3ем фильме её образ очень сильно изменился, а в 4м там уже не оригинальная Рипли, а её самый "удачный" клон.
Про этот великий, безо всякой иронии, фильм можно писать бесконечно. Про одни спец. эффекты можно как минимум 2 статьи написать или про муки творчества Дена О'Беннона, он как минимум 7 раз переписывал сценарий, Рипли на пару с Ламберт в сценарии появились тоже далеко не сразу. Можно написать про философский и даже религиозный подтекст фильма, про его не разгаданные загадки. Отдельную статью можно написать про влияние Чужого на массовую культуру и скрещивание со вселенной Хищника. Но статья вышла и так уже непростительно длинной поэтому буду закруглятся.
Всем выжившим на корабле Ностромо спасибо, что дочитали. Кто еще по каким-то причинам не смотрел всем люто рекомендую ознакомится с этим фильмом, а старым фанатам вопрос - что вам больше всего нравится в этом фильме?