Найти тему

Уроки личных финансов, которые вам не преподали в вашей школе

Оглавление

Школьная система учит нас многим дисциплинам, таким как математика, естественные науки, география и языки. Тем не менее, эта система совершенно не учит нас финансовой грамотности.

В детстве вы, вероятно, узнали о деньгах из общения с членами вашей семьи. А потом вы начали подражать их финансовому поведению. Так происходит с большинством из нас.

Многие из нас были брошены в мир будучи уже взрослыми людьми, у которых отсутствует чёткое понимание как грамотно распоряжаться финансами. Мы вольны делать с деньгами все, что захотим. Мы даже можем делать все, что захотим, с деньгами, которых у нас нет, в виде долгов!

Я не могу говорить от лица всех людей, но в моем кругу общения деньги очень личная тема. И обсуждается она только на поверхностном уровне. Разговоры о деньгах с моими друзьями и знакомыми не выходят за рамки того, насколько дорогой будет следующий iPhone или комментариев об общей экономической ситуации. У меня сложилось впечатление, что говорить о сексуальных контактах менее неловко, чем о личных финансах.

В результате большая часть того, что я узнал о деньгах, я получил благодаря активному чтению, постоянным задаванием глупых вопросов и обучению на практике. В бесчисленных случаях я выставлял себя финансовым дураком. Каждый урок смирения - это сокрушительный удар по моему эго и банковскому счету. Уроки, за которые я благодарен. Какими бы они не были болезненными.

Если бы финансовую грамотность преподавали в школе в качестве урока, будучи уже взрослым было бы намного легче ориентироваться в личных финансах. Это, безусловно, более полезно, чем забивать мозг детям неопровержимыми фактами, которые они все равно могут найти в Google или Википедии.

Школьный предмет “Личные финансы” не должен быть экстравагантным сложным учебным планом. Базовые концепции уже будут иметь большое значение, чтобы стать отправной точкой для финансовой грамотности своих учеников. Это, безусловно, могло бы помочь в своё время и мне.

Есть и другие источники дохода, помимо работы с 9 до 18.

Когда я рос, у меня в голове зародилась наивная идея, что большинство взрослых должны придерживаться следующего сценария, чтобы жить комфортной жизнью:

  1. Усердно учиться в школе
  2. Получить диплом в хорошем университете в области, которая пользуется большим спросом
  3. Получить работу в крупной компании, которая хорошо оплачивается
  4. Подняться по служебной лестнице, чтобы зарабатывать больше денег
  5. Копить деньги, чтобы стать богаче
  6. Жить комфортно на заработанные и накопленные деньги
  7. Время ото времени тратить деньги в награду за упорный труд
  8. Поездка в закат к пенсии

Я знал некоторых людей, которые очень хорошо себя чувствовали, управляя собственным бизнесом. Их окутывала пелена тайны. У меня сложилось ложное впечатление, что это далекие единороги, чей путь я не могу реалистично воспроизвести.

Я уверен, что бывают счастливые исключения, но большинство из нас учат тому, что обычно нужно идти по служебной лестнице.

Как взрослые, мы знаем, что существует множество способов заработать деньги. На одном конце спектра - карьера на полную ставку, на другом - самостоятельное ведение собственного бизнеса. Между этими двумя крайностями существует бесчисленное множество возможностей.

Есть возможность сделать карьеру с 9 до 18 и иметь подработку. Другой вариант - разделить время поровну между несколькими работами. Есть также люди, которые зарабатывают на жизнь инвестированием в чужой бизнес. Ещё вариант - давать деньги другим людям и получать с этого проценты.

Я не умаляю важности формального образования для полноценной карьеры. Очевидно, что в некоторых профессиях это очень важно. Я бы не хотел посещать врача без ученой степени, который вместо лечения будет сначала обращаться к сервису типа Яндекс.Здоровье и задавать вопросы на Яндекс.Кью. Так я могу и сам.

Я хочу сказать, что было бы полезно показать детям, что существуют практически неограниченные возможности зарабатывать на жизнь. Они больше не будут просто говорить: «Я хочу стать юристом или врачом, когда вырасту». Они могут например сказать: «Я хочу работать в коворкинге на Канарских островах. Я хочу заниматься дропшиппингом и реинвестировать прибыль в высокодоходные облигации».

Став взрослыми, они проявят больше финансовых творческих способностей. Их умы откроются для большего количества способов найти этот личный и уникальный путь, который обеспечит как сбалансированное чувство удовлетворения, так и финансовую стабильность.

Работа с деньгами как с инструментом

Наше общество обусловлено тем, что деньги используются для оплаты:

  • необходимых вещи - крыша над головой и еда на столе
  • то, что мы хотим - роскошный отдых на Багамах и Porsche 911

Подсознательно подразумевается, что если мы бедны, мы должны сосредоточиться на том, чтобы использовать деньги для оплаты того, что нам действительно нужно. Если мы достаточно богаты, и у нас остаются деньги, мы можем позволить себе побаловать себя предметами роскоши.

Когда я стал старше, я понял, что существует совершенно другая парадигма взгляда на деньги: использование денег как инструмента.

Долгое время у меня создавалось впечатление, что состоятельные люди используют деньги только для того, чтобы позволить себе предметы роскоши. Это конечно не могло быть правдой. Я осознал это, когда начал активно наблюдать за хорошо оплачиваемыми руководителями технологической компании, в которой я работал. Сначала я наблюдал из простого любопытства. Позже наблюдения стали золотой жилой для финансовых уроков.

Я заметил, что эти руководители сознательно стараются использовать деньги для самосовершенствования. Они нанимают более опытных тренеров по менеджменту, платят внешним консультантам за поиск слепых зон, посещают семинары по "гибким" навыкам и покупают книги, которые расширяют их кругозор. В результате они стали более профессионально выполнять свою работу, что позволяло им получать еще больше.

Все мы знаем старую пословицу: время - деньги. С другой стороны, деньги могут выиграть время. По крайней мере, до некоторой степени.

Когда ваш собственный капитал превышает определенный порог, вам не нужно стоять в очереди в банке. Если у вас возникнут проблемы с автомобилем, мастерская пришлет кого-нибудь забрать машину из вашего дома. Вам не нужно убирать грязную кухню в собственной квартире.

Такие привилегии на первый взгляд могут показаться излишне показными. Тем не менее, преимущества не следует недооценивать. Помимо очевидного преимущества экономии времени, это также позволяет вам сосредоточиться на задачах, которые вам больше по душе.

Я понял, что это одна из причин, почему легче заработать еще больше, если у кого-то уже есть лишние деньги. Вы можете использовать эти деньги в качестве ракетного топлива, чтобы ускорить движение вверх по финансовой спирали.

Мы знаем, что дети - бесстрашные создания, щедро вооруженные творчеством. Представьте, что произошло бы, если бы их научили в молодом возрасте, что деньги можно использовать, чтобы сэкономить время и стать умнее. Это, безусловно, было бы более полезным, чем обычный подход, который заставлял бы их покупать игрушки, которые делают их счастливыми.

Соотношение эмоций и денег

Став взрослыми, мы знаем, что наши эмоции и наше отношение к деньгам сильно переплетены друг с другом. То, как мы себя чувствуем, влияет на наши решения о личных финансах. С другой стороны, колебания нашего финансового положения влияют на наши эмоции.

Возьмем, к примеру, фондовый рынок. На бычьем рынке (оптимизм, рост акций) большое количество людей покупает акции из жадности. Когда покупателей больше, чем продавцов, цены на акции продолжают расти, что приводит к усилению жадности. При крахе фондового рынка спираль идет в противоположном направлении. Акции продаются из-за страха. Требуется огромная эмоциональная стойкость, чтобы не сходить с ума и не выступить против стада.

Делаем покупки на эмоциях. Говоря за себя, я иногда покупаю что-нибудь в конце ужасного дня, чтобы чувствовать себя лучше. Я также должен признаться, что иногда просматриваю интернет-магазины, чтобы противостоять скуке во время перерывов на работе.

Ни для кого не секрет, что производители товаров играют с нашими эмоциями, чтобы продавать нам больше товаров. Apple продает аксессуары для Mac в цвете Space Grey на 20 долларов дороже, чем те же аксессуары в белом цвете. Изделия имеют идентичные технические характеристики. Они отличаются только цветом. Покупка версии Space Grey не имеет никакого логического финансового смысла, но есть люди, которые ее покупают.

Антонио Дамасио, нейробиолог, провел исследование на пациентах с повреждением головного мозга в той части мозга, которая отвечает за эмоции. Пациенты могут нормально функционировать в повседневной жизни, за одним большим исключением: они не могут принимать никаких решений. В процессе принятия решений они могут предоставить логические аргументы «за» и «против» для каждого варианта на столе, но они просто не могут принять решение.

Это доказательство того, что при принятии решений нами движут эмоции. Излишне говорить, что это также относится к нашим решениям о личных финансах.

Разве не было бы удивительным привить школьникам знания о влиянии эмоций на решения, связанные с деньгами? Представьте себе, какими взрослыми они вырастут.

Что мы можем с этим поделать?

В идеальном мире наши школы будут готовить детей в целом к жизни, а не только к рынку труда . Несмотря на нынешний уровень осведомленности о том, что наша школьная система безнадежно устарела, нам может потребоваться некоторое время, чтобы внести и увидеть какие-либо изменения.

Тем не менее, мы можем предпринять сознательные усилия, чтобы быть более открытыми для обсуждения личных финансов, особенно с молодыми людьми. В связи с этим, стоит ли мне покупать Sony Playstation 5 или нет?