На отечественном рынке труда появляются новые, исчезают традиционные, изменяется содержание практикующихся профессий. Продавец, бухгалтер, банкир, профконсультант, учитель, врач, риэлтор, госслужащий, адвокат, налоговый инспектор, предприниматель и другие профессии и специальности претерпели значительные сдвиги, видимые даже неподготовленному наблюдателю. Именно резкие изменения в структуре и содержании рынка труда и профессий, неясности того, что они представляют собой в современных условиях, требуют обращения к социологическому изучению профессий.
О содержании профессии можно узнать в профессиограмме. Однако в современной переходной экономике появляются все новые формы и типы организаций, образуется совершенно уникальный российский рынок труда, появляются новые профессии, и поэтому справочники профессиограмм отстают от процессов рынка труда. Поэтому представляется актуальным предложить новую форму и новое понятие – социолограмму профессий. Социолограмму профессии образует информация, полученная социологическими средствами, о самой профессии, организациях, где она применяется и о ее рынке. В интервью при подготовке социолограмм обращаются напрямую к профессионалам, практикующим свою профессию в реальных условиях. Социолограммы заполняют пробел «мнений» о состоянии рынка труда профессии реальным состоянием этого рынка. Технология описания социолограмм профессий близка к технологии социальной (культурной) антропологии. Социолограмма профессии является изучением рынка труда, но не с макро уровня, а через изучение общего рынка труда с микро уровня.
Сбор информации для социолограмм происходит посредством интервью по структурированному опроснику с носителями профессиями (обычно их 6-10 человек). Основанием социолограмм профессий является идентификации человека по своему занятию. Опросник состоит из шести разделов: профессиональная самоидентификация, причины выбора профессии, пути приобретения профессионального образования, особенности профессиональной деятельности, рынок труда по профессии, социально-демографические сведения о профессионалах.
Распишем технологию проведения составления социолограмм: 1) Перед началом опроса интервьюер проводит неформализованное социологическое наблюдение за описываемой профессией. К нему относится информация из газетных статей, объявлений, списков вакансий, публицистических телепередач, бесед с коллегами, здравого смысла. Затем выделяются примерные сегменты рынка труда по профессии, где можно найти компетентных интервьюируемых. Формулируются гипотезы о новых тенденциях в профессии, о том в каких секторах современного рынка можно искать профессионалов. Вся эта информация как введение или постановка проблемы переносится в текст социолограммы. 2) Проводится интервью с носителями профессий. Опрашиваемых лиц находят двояким образом: или по сегментам рынка труда (т.е. по возможным местам работы потенциальных профессионалов), или традиционно - по наименованиям профессий. 3) Их содержание сводится в единый текст с учетом разделов опросника. Туда попадает только значимая не субъективная информация, полученная у профессионалов. 4) На заключительной стадии составления социолограммы проводятся обсуждения и корректирование ее содержания.
Ниже приведена подготовленная социолограмма, материалы для которой получены через опрос 8 саратовских врачей-фармацевтов 1 .
В основном, выбрать именно эту профессию людей заставили жизненные обстоятельства, случай, или, в лучшем случае, «всегда нравилась медицина, а это близко к ней», или «в школе химией интересовалась, а здесь есть что-то близкое». Но вышеназванные утверждения абсолютно верны лишь для фармацевтов с большим стажем, т. е. для тех, кто выбирал профессию давно. Люди же, работающие по этой профессии примерно года три, выбрали ее уже более осознанно, оценив ее положение на современном рынке труда, а именно: во-первых, достаточно надежную гарантию трудоустройства и, во-вторых, относительно высокую зарплату.
Существует два вида специального образования для получения профессии фармацевта: среднее специальное и высшее. В первом случае приобретается профессия непосредственно фармацевт, во втором, - провизор, хотя, по сути – это та же профессия, но с высшим образованием. Фармацевт занимается готовкой лекарств и их отпуском (реализацией). Надо заметить, что сейчас осталось мало аптек, в которых готовят лекарства. Провизор при необходимости может выполнять все функции фармацевта, но высшее образование позволяет ему занимать руководящие должности (например, зав. аптекой), контролирующие должности.
Помимо базового образования фармацевты в обязательном порядке периодически учатся на специализированных курсах повышения квалификации, сначала для получения сертификата качества, а в дальнейшем – для его подтверждения. После курсов и соответствующих экзаменов можно так же получить или повысить категорию. От категории зависит разряд тарифной сетки и, соответственно, оклад. Но в современной, в основном, частной инфраструктуре фармацевтических учреждений институт категорий, разрядов, тарифов потерял смысл. Властвует договорная система оплаты труда, при этом важно наличие сертификата. Этот документ свидетельствует о том, что его владелец прошел соответствующую подготовку при современном уровне развития фармацевтической промышленности и современном состоянии фармацевтического рынка. Учитывая их необычайный, соответственно, рост и расширение в последние годы, фармацевту для нормальной работы совершенно необходима подобная учеба, подготовка. Но нельзя отказываться и от постоянного самообразования, читая специальную литературу, справочники, следя за новинками в этой сфере. Внесет свой положительный вклад в образование и практика, опыт. Получить фармацевтическое образование можно во многих городах. Например, в Самаре, Волгограде, Перми, Пятигорске, Ленинграде. В Саратове после десятилетнего перерыва вновь заработала кафедра при медицинском училище (сейчас – колледже), где можно выучиться на фармацевта.
Труд фармацевта больше индивидуальный, чем коллективный, но с элементами коллективизма. Фармацевт чаще один на один с клиентом. И, в первую очередь, от его умения, опыта, знаний, желания, наконец, зависит, уйдет человек из аптеки с лекарством или нет. Но и не в последнюю очередь этот факт зависит вообще от наличия, выбора лекарственных аппаратов в аптеке, т.е. от снабжения. Это уже находится в ведении не непосредственно фармацевта, а зав. аптекой и других людей, задействованных в этом бизнесе. Так же в процессе приготовления лекарственных препаратов обычно бывает занята «цепочка» специалистов.
О том, что фармацевт трудится в коллективе, говорит и следующий факт. При современном обилии лекарств в аптеках работники, как правило, сдают друг другу смену без пересчета (переучета) имеющихся в наличии медицинских препаратов и товаров, т.е. работают единой «командой».
Профессиональные контакты. Такая работа возможна лишь в случае, если профессиональные контакты с коллегами основаны на доверии, взаимоуважении, абсолютной честности и порядочности.
В общении с клиентами надо быть максимально вежливыми, тактичными, терпеливыми и, конечно, профессионально точно информировать покупателя о лекарстве: дозировке, особенностях приема.
Трудовой день. В разных аптеках режим работы разный. Вариантов много. Вот некоторые: 10-ти или 12-ти часовой рабочий день с двумя выходными днями, почасовой, скользящий график работы, чтобы в аптеке не было выходных, т. к. это невыгодно аптеке, да и для пользователей ею это удобнее. Есть аптеки, работающие круглосуточно. Обычно работающие в аптеке люди приспосабливаются к своему режиму работы, находят в этом удобство для себя.
Условия труда чаще хорошие. Обычное явление: при слове «аптека» обывателю сразу представляется хорошо обустроенное, симпатичное, уютное и, главное, идеально чистое заведение. Так оно и есть на самом деле.
Что нравится в профессии. Вызывает чувство удовлетворения реальная помощь больным, когда бывают в наличии требующиеся лекарства, или удается заменить отсутствующие аналогами, когда вовремя и к месту удается дать совет больному. И бывает особенно приятно, когда удается подобрать подходящее лекарство малоимущим людям.
Обычно устраивает режим работы своей аптеки. И устраивает заработная плата. Последнее не относится к муниципальным аптекам, где она оставляет желать лучшего.
Что не нравится в профессии. Фармацевту приходится выслушивать нелицеприятные замечания о дороговизне лекарств, хотя от него это вовсе не зависит. В таких ситуациях фармацевт – последняя инстанция межу производителями лекарств, участниками фармацевтического бизнеса и покупателем-больным, и ему приходится «вызывать огонь на себя»… И по- человечески бывает жаль людей, которые из-за недостатка денег не могут купить нужного лекарства. Такое сейчас в аптеках нередко. В таких случаях помощь фармацевта очень существенна.
В современных аптеках, частных и ЗАО, и ОАО, наемным работникам – фармацевтам, провизорам хотелось бы большей социальной защищенности. Они работают по договору. И хотя эти договорные соглашения составляются на основе КЗОТа, интересы работодателя в них бывают оговорены лучше, чем наемного работника. Например, предусмотрены штрафные санкции для работника при расторжении контракта по его вине, и нет таковых по отношению к работодателю.
Необходимые качества представителя данной профессии. Специфика работы фармацевта такова, что он всегда работает в общении с людьми, на людях. (Если только не считать моментов, когда фармацевт готовит лекарства, что сейчас бывает редко) Поэтому и требования, которые «диктует» профессия ее обладателю, исходят, в первую очередь, из этого. Как необходимые составляющие умения общаться с людьми фигурируют и внимание, и доброжелательность, и терпение. Не менее важны и чисто профессиональные качества: профессиональные знания, аккуратность и точность, хорошая память.
Профессия, в свою очередь, «воспитывает», вырабатывая в человеке еще более гуманное отношение к людям. Чаще всего, в аптеку людей приводит, в лучшем случае, проблема, а в худшем – беда. И фармацевту на своем «посту» приходится быть свидетелем человеческих бед, связанных со здоровьем
Карьерные ориентиры. Перспективы карьерного роста у фармацевта невелики. Возможна лишь вероятность стать заведующим отделом в крупных аптеках. В сельской местности фармацевт с большим профессиональным стажем может стать и зав. аптекой. Так что для карьерного роста фармацевту необходимо высшее образование. У провизора больше возможностей повысить карьеру.
Профессиональный риск. Определенный риск есть. Во-первых, риск ответственности за людей. Как уже говорилось, фармацевту надо быть предельно внимательным, точным до скрупулезности. Пренебрежение этими качествами чревато ошибками в отпуске лекарств: неточное или неправильное объяснение покупателю особенностей приема лекарства, продажа лекарства без рецепта, которое не подошло больному. Надо строго следить за соблюдением правила рецептурного и безрецептурного отпуска лекарственных средств. За подобные «ошибки» фармацевт может нести уголовную ответственность.
Далее, потенциально возможен финансовый крах, точнее – выплата недостач, которые могут быть выявлены после каких-либо ревизий, плановых и внеплановых, после обязательного ежеквартального учета медикаментов. Во избежание этого работникам надо быть опять-таки внимательными, точными, всегда собранными, сосредоточенными на работе. И именно здесь важны отношения между коллегами, основанные на честности и порядочности.
Кроме ревизий, бывают различные другие проверки, например от санэпидстанции. И нарушение каких-либо многочисленных правил грозит фармацевту административным наказанием. Например, его могут оштрафовать за неодетую маску в период эпидемий.
Есть опасения за здоровье. Почти профессиональная болезнь среди фармацевтов – аллергия на какие-либо медицинские (химические) препараты. И вероятность заразиться во время эпидемий тоже имеет место.
И, наконец, в последние годы появилась угроза собственной безопасности со стороны наркоманов, для которых аптека – притягательное «местечко». Есть опасность грабежей со всеми вытекающими последствиями… Это особенно актуально для небольших аптек.
Престижность профессии. В настоящее время при современном уровне развития фармацевтической промышленности и, главное, частного и получастного фармацевтического бизнеса, при обилии аптек, при относительно высокой зарплате работников аптек профессия фармацевта считается престижной. Таковой ее считают и сами профессионалы, и посторонние люди.
Рынок труда профессии. Прогноз перспектив профессии. Сферы деятельности. Предпочтения.
Профессия конкурентоспособна, на работу по этой профессии устроиться легко. На современном рынке труда такое можно сказать далеко не про всякую профессию. Можно сказать больше: спрос на нее превышает предложение. Эта редкостная ситуация на рынке труда сложилась из-за стремительного развития частного фармацевтического бизнеса. За последние годы в городе открылось множество новых (частных) аптек, аптечных пунктов, киосков. И сейчас на рынке труда параллельно существуют два сектора в этой сфере экономики: государственный и частный. Первый – вымирает, второй – процветает, развивается и вытесняет первый. Спросу на эту профессию способствовало так же то, что в Саратове многие годы не было своего учебного заведения, готовящего «фармацевтические» кадры.
По мнению самих специалистов-фармацевтов такая ситуация на рынке труда не будет длиться вечно, а примерно года через 2-3 рынок насытится. Тем более что в Саратове вновь заработало учебное заведение по этой профессии.
Но сфера деятельности по этой профессии достаточно ограничена. Кроме аптек, аптечных пунктов и киосков фармацевт без дополнительного обучения (переобучения) может работать в весьма немногочисленных учреждениях. Например, на химико-фармацевтических заводах, в фирмах, торгующих лекарствами оптом, в каких-либо контрольно-аналитических лабораториях.
Предпочтения отдаются частным предприятиям из-за высокой зарплаты. Даже недостаточная социальная защищенность в частных предприятиях не перевешивает чашу весов в пользу муниципальных. Хотя работодатель в любое время может расторгнуть контракт, и человек может остаться без работы, в настоящее время это не пугает людей. При пока еще высоком спросе на профессию потерявший работу легко трудоустраивается по этой же профессии в учреждение, принадлежащее другой фирме.
1 Опрос проводила Л.П. Евдокимова