Найти тему
TWOKARBURATORS

Для чего нужен центробежный регулятор опережения зажигания?

Для чего нужен центробежный регулятор опережения зажигания?
Для чего нужен центробежный регулятор опережения зажигания?

В системах зажигания (контактной и бесконтактной) карбюраторных двигателей устанавливается механический центробежный регулятор опережения зажигания. На примере бесконтактной системы зажигания (БСЖ) карбюраторного двигателя 21083 разберемся для чего он нужен, где установлен, как устроен, как работает и какие бывают проблемы в работе двигателя в случае его выхода из строя.

Для чего нужен центробежный регулятор опережения зажигания?

Центробежный регулятор опережения зажигания необходим для автоматического увеличения начального угла опережения зажигания (делает момент зажигания более ранним) с целью обеспечения своевременного и наиболее эффективного сгорания топливной смеси при повышении оборотов коленчатого вала.

В таком увеличении есть необходимость так при больших оборотах увеличивается скорость сгорания топливной смеси и ее нужно поджечь несколько раньше, чтобы успела сгореть до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ) и в результате отдала максимальную энергию.

Где установлен центробежный регулятор опережения зажигания?

На карбюраторной ВАЗ 21093 центробежный регулятор встроен в распределитель зажигания (трамблер) системы зажигания двигателя автомобиля.

Как устроен центробежный регулятор опережения зажигания?

Центробежный регулятор состоит из двух плоских грузиков, прикрепленных к опорной пластине, установленной на валу трамблера. Края грузиков упираются в выступы на другой - ведомой пластине регулятора. Ведомая пластина, в свою очередь через две пружины соединена с опорной. На ведомой пластине расположен круглый экран, прорези в котором, при вращении проходят через зазор в датчике Холла.

Детали центробежного регулятора опережения зажигания ВАЗ 21093
Детали центробежного регулятора опережения зажигания ВАЗ 21093

Как работает центробежный регулятор опережения зажигания?

Цель работы центробежного регулятора - повернуть экран против часовой стрелки, чтобы увеличить угол опережения.

Как это происходит. При вращении вала трамблера вращается и центробежный регулятор опережения зажигания. Под действием центробежной силы его грузики начинают расходиться в стороны. Чем выше обороты двигателя, тем сильнее расходятся грузики.

Грузики своими краями воздействуют на выступы ведомой пластины регулятора. От этого ведомая пластина, преодолевая сопротивление пружинок, вращается вместе с экраном на некоторый угол в направлении вращения валика. В результате прорези в экране раньше проходят в зазоре датчика Холла, что формирует более ранние импульсы на свечи, то есть угол опережения зажигания увеличивается.

Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания
Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания

При падении частоты вращения к/вала грузики сходятся, пружины возвращают ведомую пластину с экраном обратно, импульс с датчика Холла поступает более поздний, угол опережения зажигания возвращается к норме.

Какие бывают неисправности центробежного регулятора опережения зажигания?

В основном центробежный регулятор преследуют две неисправности:

- заедание грузиков

- ослабление пружин грузиков

В любом случае неисправность центробежного регулятора приводит к падению мощности двигателя автомобиля, неустойчивым оборотам холостого хода и повышенному расходу топлива, так как угол опережения зажигания перестает соответствовать требуемому на данном режиме.

Для проверки центробежного регулятора и устранения неисправности придется разбирать распределитель зажигания (менять пружины или устранять причину заедания грузиков). В ряде случаев целесообразнее заменить центробежный регулятор или распределитель зажигания в сборе.

Примечания и дополнения

Основные характеристики, применяемость и таблицу изменения центробежным регулятором угла опережения зажигания в зависимости от величины оборотов коленчатого вала можно посмотреть на сайте в статье "Центробежный регулятор опережения зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099".