В системах зажигания (контактной и бесконтактной) карбюраторных двигателей устанавливается механический центробежный регулятор опережения зажигания. На примере бесконтактной системы зажигания (БСЖ) карбюраторного двигателя 21083 разберемся для чего он нужен, где установлен, как устроен, как работает и какие бывают проблемы в работе двигателя в случае его выхода из строя.
Для чего нужен центробежный регулятор опережения зажигания?
Центробежный регулятор опережения зажигания необходим для автоматического увеличения начального угла опережения зажигания (делает момент зажигания более ранним) с целью обеспечения своевременного и наиболее эффективного сгорания топливной смеси при повышении оборотов коленчатого вала.
В таком увеличении есть необходимость так при больших оборотах увеличивается скорость сгорания топливной смеси и ее нужно поджечь несколько раньше, чтобы успела сгореть до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ) и в результате отдала максимальную энергию.
Где установлен центробежный регулятор опережения зажигания?
На карбюраторной ВАЗ 21093 центробежный регулятор встроен в распределитель зажигания (трамблер) системы зажигания двигателя автомобиля.
Как устроен центробежный регулятор опережения зажигания?
Центробежный регулятор состоит из двух плоских грузиков, прикрепленных к опорной пластине, установленной на валу трамблера. Края грузиков упираются в выступы на другой - ведомой пластине регулятора. Ведомая пластина, в свою очередь через две пружины соединена с опорной. На ведомой пластине расположен круглый экран, прорези в котором, при вращении проходят через зазор в датчике Холла.
Как работает центробежный регулятор опережения зажигания?
Цель работы центробежного регулятора - повернуть экран против часовой стрелки, чтобы увеличить угол опережения.
Как это происходит. При вращении вала трамблера вращается и центробежный регулятор опережения зажигания. Под действием центробежной силы его грузики начинают расходиться в стороны. Чем выше обороты двигателя, тем сильнее расходятся грузики.
Грузики своими краями воздействуют на выступы ведомой пластины регулятора. От этого ведомая пластина, преодолевая сопротивление пружинок, вращается вместе с экраном на некоторый угол в направлении вращения валика. В результате прорези в экране раньше проходят в зазоре датчика Холла, что формирует более ранние импульсы на свечи, то есть угол опережения зажигания увеличивается.
При падении частоты вращения к/вала грузики сходятся, пружины возвращают ведомую пластину с экраном обратно, импульс с датчика Холла поступает более поздний, угол опережения зажигания возвращается к норме.
Какие бывают неисправности центробежного регулятора опережения зажигания?
В основном центробежный регулятор преследуют две неисправности:
- заедание грузиков
- ослабление пружин грузиков
В любом случае неисправность центробежного регулятора приводит к падению мощности двигателя автомобиля, неустойчивым оборотам холостого хода и повышенному расходу топлива, так как угол опережения зажигания перестает соответствовать требуемому на данном режиме.
Для проверки центробежного регулятора и устранения неисправности придется разбирать распределитель зажигания (менять пружины или устранять причину заедания грузиков). В ряде случаев целесообразнее заменить центробежный регулятор или распределитель зажигания в сборе.
Примечания и дополнения
Основные характеристики, применяемость и таблицу изменения центробежным регулятором угла опережения зажигания в зависимости от величины оборотов коленчатого вала можно посмотреть на сайте в статье "Центробежный регулятор опережения зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099".