Найти тему
RVM

Совершенно волшебная история о дочери английского садовника, которая стала грузинской княгиней

Фото из: https://myslo.ru/   Двор у дома. Возможно, здесь есть и наша героиня.
Фото из: https://myslo.ru/ Двор у дома. Возможно, здесь есть и наша героиня.

История это произошла во второй половине XIX века, в Российской Империи. В семью графа из тульской губернии потребовалась «англичанка» - носитель языка, воспитательница его, на тот момент, троих детей. Граф считал английскую детскую литературу лучшей в мире и хотел, чтобы дети читали ее в оригинале. У «англичанки» знакомого ему князя была младшая дочь, каковую и выписали в среднюю полосу России.

Ханна Тарсей (Тэрсей, Тардзей) приехала вместе с сопровождавшей её сестрой Дженни в имение графа в холодном ноябре 1866 года 19 лет от роду. Она ни слова не знала по-русски. Юная графиня, 22 лет от роду, ни слова не знала по-английски (только французский и немецкий).

Фото из открытых источников. Примерно так выглядела  графиня.
Фото из открытых источников. Примерно так выглядела графиня.

К счастью, у них, при всех сословных различиях, было много общего. Отцы их работали: у Ханны - садовником в Виндзорском замке, у графини- лекарем в кремлевских палатах. Графиня до замужества сдала экзамен на домашнюю учительницу, так что у них была общая, если можно так сказать, профессия. Обе были деятельны, доброжелательны и открыты. Ханна поселилась в детской и начала обустраивать быт с учетом английских привычек: выписала ванну, щетки для мытья пола, а потом коньки для зимних забав детей. Авторитетом у детей пользовалась непререкаемым, причем в силу взаимной любви, «она любила нас и была любима нами», да и для взрослых стала практически членом семьи, ее любили и о ней заботились. Старшая дочь графа вспоминала, как нравились Ханне поездки в санях, как граф организовывал встречи Ханны с соотечественницами, которые волею судьбы оказывались неподалеку.

К сожалению, климат России не пошел Ханне на пользу, она стала кашлять и худеть, подозревали чахотку. Летом 1872 года, когда в имение приехала на лето сестра графини, жившая большую часть времени в Грузии, по месту службы мужа, решено было, что на зиму Ханна поедет с ними в Кутаис. Следующим летом Ханна приехала в Башкирию, где граф с семьей укрепляли здоровье с помощью кумыса, но потом вернулась в Грузию. А весной 1874 года стало известно о ее помолвке , а затем и свадьбе с князем Дмитрием Георгиевичем Мачутадзе.

Ханна вышла замуж, по-видимому, вопреки воле родителей своего мужа, поскольку после свадьбы они жили отдельно и практически бедствовали. После рождения первого сына отношение к ней стало лучше, старики оценили "хорошую, любящую и скромную" женщину и молодая семья переехала в имение князей в Нигоити Ланчхутского района. Семья, несмотря на княжеский титул, зарабатывала деньги выделыванием овечьих сыров, и трудолюбивая Ханна и тут стала помощницей, а потом и главным распорядителем дел. Ханна выучила грузинский, и, как и в Тульской губернии, пользовалась уважением и любовью семьи и соседей, к ней обращались за советом и утешением.

https://www.otzyv.ru/review/178747/   Может, как-то так выглядели окрестности имения князей Мачутадзе
https://www.otzyv.ru/review/178747/ Может, как-то так выглядели окрестности имения князей Мачутадзе

Шестеро детей Ханны Егоровны, Дмитрий, Мини, Виктор, Дженни, Татьяна и Надежда владели и английским, и грузинским. Дженни впоследствии вышла замуж за своего двоюродного брата Джорджа Тарсей, работавшего в городе Чиатура недалеко от Кутаиси. Другие ее дети тоже нашли свое семейное счастье. Их потомки до сих пор живы в Грузии и Англии.

Фото из газеты "Тбилисская неделя" № 13 за 2013 год.
Фото из газеты "Тбилисская неделя" № 13 за 2013 год.

Дожила Ханна Егоровна до 50 лет, переписывалась с детьми графа, а старший, Сергей, даже приезжал к ней в имение. По его словам, Ханна была самым светлым воспоминанием его детства и, судя по всему, оставила свой светлый след и во многих других судьбах.