В чем кроется проблема космической отрасли России? Похоже в том, что многие перспективные разработки не были реализованы в свое время. Ну взять хотя бы РН «Ангара». Оказывается, российские разработчики изначально были нацелены на их многоразовость. УРМ (универсальные ракетные модули) 1 ступени изначально задумывались как возвращаемые. После разгона основного блока, 4 УРМ должны были вернуться на землю с помощью развернутого крыла и турбореактиного двигателя, что позволило бы УРМ сесть на аэродром по самолетному. На «МАКС-2001» был даже показан полномасштабный макет возвращаемого УРМ - «Байкал». Западные фирмы «Boeing» и «Lockheed Martin» (а возможно и будущие разработчики «Falcon-9») проявили заинтересованность к российскому «Байкалу». Но сама идея многоразовых ступеней в России не была реализована. Зато этот принцип сумел реализовать И. Маск в своем РН «Falcon-9»: первая ступень возвращается и после профилактических работ может быть использована до 10 раз. Но двигатель «Merlin», используемый в РН «Falcon-9», работает (как и российские «РД-171») на паре керосин/кислород. А керосин, при сгорании, оставляет много сажи в камере сгорания. Так вот, эту сажу приходится вычищать вручную, что очень затратно. И. Маск решил эту проблему следующим образом: для сверхтяжелого РН «Super Heavy» и его второй ступени «Starship» был разработан и построен ракетный двигатель « Raptor». В чем же его преимущество с работающем на РН «Falcon-9» двигателе «Merlin»? Чтобы это понять, придется опять же вернуться к советским/российским разработкам. В начале 90-х годов в России началось проектирование ракетного двигателя «РД-169» работающего на паре метан/кислород. Так почему же разработчики собирались использовать именно пару метан/кислород? А дело все в том, что уже тогда российские специалисты задумывались о многоразовом использовании ракетных двигателей, а пара метан/кислород не оставляет сажи при сгорании. И соответственно, в таком двигателе не требуется обработка полостей, что и облегчает их многократное использование. Но средств от государства на разработку «РД-169» НПО "Энергомаш" так и не получило и поэтому пришлось разработчикам искать средства у западных инвесторов. Так «Pratt & Whitney» заказало разработку «РД-0146», что дало энергомашевцам провести опытны по сжиганию смеси метан/кислород в ракетном двигателе. Но и эти разработки были остановлены. Так вот, возращаясь к ракетному двигателю И. Маска - « Raptor »: он как раз и работает на паре метан/кислород и в нем не осаждается сажа, как в двигателе «Merlin» у РН «Falcon-9». Значит, РН «Super Heavy» будет еще более технически продвинутой, чем многоразовый «Falcon-9». Вот так вот И. Маск воплотил в жизнь советские/российские разработки.
Статья вас заинтересовала?
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал , чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.