Автор: Hoomkeen.
В 416 году лучший полководец империи Констанций привез к императору освобожденную им сестру - Галлу Плацидию. Ожидающий за свои успехи повторного получения титула консула, Констанций настойчиво предлагал женщине свою руку и сердце, но вдове Атаульфа было совсем не до свадеб - она наконец-то вырвалась из вынужденного путешествия в качестве пленницы варваров, и всё о чем мечтала это немного отдохнуть в неге цивилизации - среди евнухов, рабов и прислуги, рассуждений о спасении души и праздничных зрелищ.
Сам Констанций, угрюмый и мрачный, пучеглазый, с толстым затылком и плоской головой не смог поразить Плацидию любовными стрелами, чувства не вспыхнули, и она последовательно отвергла его ухаживания, но этот факт мало смутил военачальника. Влияние Констанция в тот момент было очень велико - он практически контролировал море, армию, поставки хлеба, именно он заключил договоры с варварами, проникшими на территорию империи. Его мрачный вид, особенно когда он, по своей странной привычке сидя на лошади пригибался вперед, чуть ли не ложась на холку, и искоса поглядывал вправо-влево, смущал многих, в первый раз видящих римлянина. Правда после, немного пообщавшись и узнав его поближе, люди понимали, что он весьма приятен и вежлив. Но ни песнопения с друзьями на пиру, ни привязанность к скромной походной жизни воина не мешали Констанцию упрямо и методично собирать в свои руки все ниточки власти которые ещё связывали империю.
Двор в Равенне зависел от Констанция, и вскоре после возвращения Плацидии домой во дворце цезаря поползли странные слухи.
- Ах, ваш брат так рад вашему возвращению, госпожа - щебетали придворные. - Он так нежно и долго обнимает вас!
- Ничего подобного!
Галла Плацидия стойко держалась, возбудила всех своих слуг против Констанция, но всё же, в начале 417 года, в день назначения Констанция консулом, сам брат взял её руку и подвел к жениху, объявив помолвку. Брак отметили пышно и весело.
Вскоре у пары родились дети - малышка Юста Грата Гонория, а через год - Фла́вий Плаци́д Валентиниа́н, оба младенца выжили и мы, если наше повествование продолжится, ещё не раз о них вспомним.
Констанций, добившись родства с императором и заведя потомство, резко изменил свой нрав и начал использовать всё своё влияние на пополнение запасов золота. В Равенну стали проникать жалобы на притеснения со стороны могущественного чиновника, но кто мог ему противостоять! Для следующего шага к вершине требовалось приложить все усилия и ресурсы!
Тем временем дела в империи практически наладились - варварские племена больше не перемещались по империи, осев на выделенных им областях.
Вестготы, которыми с 419 года правил Теодорих - "народный король", продолжали осваивать Аквитанию. Как обычно, после смерти одного из правителей договор с Римом считался не действующим, и прежде, чем Теодорих заключил новый мир с империей он успел атаковать и захватить несколько городов и областей вокруг своего домена. Заключив мир, котрый закреплял за ним полученые области, он спокойно занялся хозяйством - вестготы расселялись по провинции и учились собирать налоги с местного населения. В те годы по Галлии и Испании шла очередная волна народных восстаний - местные жители не желая платить непомерные налоги устроили партизанскую войну и изгнали Римскую администрацию из многих областей этих провинций. Это движение известно как "восстание Багаудов" и продолжалось, то затихая, то разгораясь вновь, уже больше ста лет. Вестготам пришлось столкнуться и с этими Багаудами. С законопослушными же местными жителями конфликтов почти не происходило - по воспоминаниям современников, римляне с удовольствием перемещались к вестготам - там, куда дотягивались руки империи налоговый гнет был просто невероятный.
В Испании остатки варваров были зажаты в северо-западной, горной части этого полуострова, в области которая называлась Галеция (будущая Галисия). Вандалы, аланы, часть прибившихся к ним готов и беглых рабов под предводительством Гундериха решили присоединить к себе осевших там варваров-свевов и напали на них. В это тяжелый период для свевов их король Хремирх смог договориться с Римом и принял статус федерата, в результате чего вандалы оказались зажаты между свевами и легионами из Таррагоны. Гундерих и его ватага отступили на юг и занялись грабежом Бетики, причем вандалы стали осваивать профессию морского пиратства. Вскоре эти навыки им сильно пригодятся...
За исключением королевств федератов а также отдаленных уголков страны, вроде Арморики и Бетики, налоги стали собираться почти по всей империи. Констанций прекратил участвовать в военных походах и занялся политикой и накоплением денег. Ничего не могло остановить этого деятельного римлянина - и вот, в 421 году, он достигает пика карьеры - Гонорий практически вынужден узаконить сложившееся состояние дел и назначает своего зятя соправителем. Как жена императора Плацидия удостоилась титула августы («императрицы»). Её двухлетний сын Валентиниан получил титул ноблиссима, что означало признание его наследником императорского трона.
Казалось бы, вот он - успех. Но Констанция III расстраивало, что его титул не признали в Константинополе. Феодосий II, к тому моменту уже двадцатилетний юноша, за свою жизнь привык к тому, что в западной части империи постоянно появлялись новые императоры. Некоторых из них его дядя Гонорий даже признавал как законных, но лично Феодосий не признавал ни одного самозванца и не собирался признавать никого в будущем. К Констанцию он отнесся как к очередному надавившему на дядю прохвосту и выскочке.
Констанций стал задумываться о том, как добиться признания силой, а может даже и объединить части империи опять в одно целое, но к тому моменту он уже впал в видимую депрессию - скучал по военным походам, где всё было проще и чище, тяготился интригами, хоть и оказался в них весьма успешен и вот, через несколько месяцев после воцарения умер от плеврита, оставив несчастной вдове и её детям тяжкое бремя выжить в борьбе за престол.
Конечно же Галла Плацидия изо всех сил постаралась сохранить своё влияние на Гонория, надеясь, что тот обеспечит её сыну титул императора в будущем, но увы.. Во первых, вновь поползли грязные слухи, про то что уж больно бесстыдно брат и сестра целуются при встрече, а во-вторых Плацидия стала пользоваться услугами варваров для решения своих проблем. Те, помня, что она вдова короля готов, никогда не отказывали, принимая её как "свою", и в итоге в Равенне начались стычки с варварами, которые прессовали противников императрицы. Потекла кровь... Воспряла антиварварская партия, и вот, Гонорий, поняв, что его сестра устраивает такие "побоища" как результат интриг вокруг престола, лишил её титула августы и выслал в Константинополь. Итог - Гонорий пережил ещё одного императора-соправителя и вновь остался единоличный правитель своей части империи.
Как он правил дальше, и что случилось с его сестрой в Константинополе, читайте в продолжении...
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ по теме: