Найти в Дзене

Мы всё уронили. Пирамиду Маслоу тоже…

Вставай, мы всё уронили
Вставай, мы всё уронили

Помните популярный мем, гулявший по соцсетям во время самоизоляции, с котиками, которые «всё уронили»? Я вдруг подумала, что «уронили» и пирамиду Маслоу, которая казалась такой же незыблемой, как пирамида Хеопса. Там, если вы помните, сразу после физиологических потребностей человека (еда, сон и т. п.) шла безопасность, а знания располагались чуть выше середины. Так вот. Усилиями сумасшедших мамаш, требовавших отмены дистанта в разгар пандемии, ценности поменялись: очная учёба оказалась приоритетнее безопасности. И пирамида упала.

А так ли это сегодня?
А так ли это сегодня?

Слава богу, ковид отступает, школьники по всей стране опять сидят за партами. После короткой передышки активистки снова нашли повод для стенаний. Плач Ярославны: «Из-за дистанта моя отличница получила четвёрку, всё пропало» – несётся по Руси великой…

-3

Вообще, это, конечно, ужасно, что выросло целое поколение людей, считающих высшей ценностью в мире школьные отметки… Ладно бы знания, а то какие-то абстрактные циферки в дневниках. А ещё страшнее то, что они теперь эти убеждения внушают своим детям.

Вроде бы все нормальные люди должны понимать, что оценка – это не приговор, который обжалованию не подлежит, а просто некий маркер того, насколько ученик справляется с программой. Если оценки стали хуже, то это повод не для трагедии, а для анализа: почему так произошло? Ну и, соответственно, надо просто разобраться в теме или ограничить продолжительность компьютерных игр, раз времени и сил не хватает на учёбу. Но ни в коем случае не нагнетать страх. Специалисты по работе мозга уверяют, что страх блокирует многие процессы, в том числе развитие, запоминание, обучение.

Как видит школьник родителей, которые орут на него за "тройку" за одну контрольную
Как видит школьник родителей, которые орут на него за "тройку" за одну контрольную

Всем известна фраза «на ошибках учатся», но не все принимают её как руководство к действию. А ведь именно ошибки могут стать отличным инструментом познания, если ими правильно распорядиться: проанализировать, понять, как правильно, – но ни в коем случае не бояться ошибаться, иначе на эффективном обучении сразу можно ставить крест. Если вы будете паниковать насчёт оценок, то ребёнок будет бояться совершить ошибку, а значит, перестанет развиваться. Вы точно этого хотите?

«Ах, мы теперь будем хуже всех из-за этого дистанта…» – накручивают себя тревожные мамаши. Нуууу, больше миллиарда детей в мире не учились вообще из-за эпидемии, поэтому хуже всех точно не будете, а во многих странах обучение велось… по телевизору и радио. Не зря же международные эксперты говорят, что Россия – в числе лидеров по тому, как было организовано обучение во время самоизоляции. А если вы с соседскими детьми своих сравниваете, то ведь все в одной лодке были, а дальше всё только от вас зависит. Главное, на мой взгляд, постараться сохранить у ребёнка мотивацию к учёбе.

Сейчас, конечно, жёсткий пример приведу, но очень уж показательный. Во время Великой Отечественной войны учёба вряд ли была эффективной: голод, работа с малых лет на заводах и в поле, оккупация многих областей… Но именно это поколение потом космос покорило первыми в мире. Просто очень хотелось и учиться, и работать.

-5

Не так страшны четвёрки у отличников, как их малюют. По-настоящему страшно, если дети из-за истерик взрослых потеряют желание учиться, развиваться, работать. Поэтому давайте будем спокойны и терпеливы сами, и начнём заряжать позитивом детей, настраивать их на развитие. А пирамиду Маслоу на место хорошо бы водрузить…