Найти тему
Максим Бутин

947. ФИЛОСОФ И ВЛАСТЬ...

1. Мудрость мира — в его целостности.

Мудрость человека — в его способности поступать в мысли и в деятельности согласно с целостностью мира.

Философ — любящий мудрость, стремящийся к ней.

Разумеется, любовь к мудрости взаимна. Мудрость приходит к философу и остаётся с ним. Не свершается любви к мудрости односторонней, виртуальной, на расстоянии и по Скайпу. Если бы любовь к мудрости была у философа односторонней и даже безответной, философ любил бы не то и не так, был бы несостоявшимся философом, был бы свершившимся дураком.

2. Платон определяет идею как полноту бытия. Идея — та же мудрость, только взятая изнутри. Хотя это ещё вопрос, что счесть внешним, а что внутренним: полноту или целостность? Платон удачно называет философов друзьями идей. Поэтому (1) во всём видеть идею, (2) стремиться к идее, (3) становиться самому идеей, (4) реализовывать идеи суть отличительные черты философа. Философ всегда (1) идеален, (2) идеен, (3) идеологичен. И это потому так, что дружба предполагает равенство дружащих и в то же время различие дружащих, друг друга дополняющих по поводу чего-то третьего — предмета дружбы. Правда, предметом дружбы могут быть только сами идеи и их судьба. В этом смысле дружба несколько одностороння.

3. Идея власти проста. Это подчинение всех воле одного. Даже в случае демократии власти одного народа подчиняются все его индивиды.

Но это лишь момент функционирования власти. Власть, она обо что? Даже в мелких капризах тирана или, напротив, в его грандиозных проектах помимо идеи власти присутствуют и другие идеи, которые проглядывают через ничтожный каприз или великий проект.

4. Философу может быть интересна власть как рычаг осуществления своих идей. Поэтому в сём деле или он сам царь, то есть философ на троне; или секретарь по идеологии, царь потайной, спрятанный за фальшпанелью. Варианты служения власти для философа не могут быть рассматриваемы. Это не о философах, это о лакеях мысли, идейных холопах, идеологических рабах, мыслительных оленях.

5. Платону Афинскому в его трёх поездках на Сицилию и общении с тиранами Дионисием Старшим и Дионисием Младшим по поводу планов построения социализма, кажется, удалось оставаться всё время философом.

Р. Декарту с Кристиной Шведской тоже, но таки Ренатик в Стокгольме помер.

М. Хайдеггеру с А. Гитлером никаких проектов осуществить не удалось, а реноме философа нацизмом было покорёжено.

А. Г. Дугина , эту талантливую русскую карикатуру на немца М. Хайдеггера, какая-то сила временами сгибает вдвое и заставляет истово биться лбом об пол в коридорах власти или даже вовсе свершать простирания на немытых полах самодержавия. А после молитв и поклонов с простираниями вроде и опять будто нормальный...

Остро пахнет персонажами М. Е. Салтыкова-Щедрина. Остро... Где философы?

2016.08.19.