Найти тему

Как работа изо всех сил доводит до комы

В России мало кто воспринимает всерьез синдром профессионального выгорания. А он, между тем, может обернуться депрессией, алкоголизмом и даже комой. Forbes поговорил с выгоревшими управленцами и предпринимателями и узнал, как не стать жертвой тотального самоконтроля. Главное — в материале DK.RU.

«Организм сам себя уничтожал»

В канун нового 2017 года бывший гендиректор УК «Уралсиб», а сейчас владелец сети клубов раннего развития детей «Бэби-клуб» и школ «Белая ворона» Юрий Белонощенко 16 дней провел в коме. Причиной стало неизвестное аутоиммунное заболевание, которое развилось на фоне перенапряжения и эмоционального истощения.

Было подозрение на аутоиммунный энцефалит, но ведущий специалист по этой болезни в Испании смотрел карту, снимки и анализы и исключил этот диагноз. Единственное, что точно установили — это заболевание аутоиммунное, так как организм сам себя уничтожал. Версия с перегрузками была ключевой у врачей.

У бизнесмена в итоге отмерла часть коры головного мозга, он потерял память, учился заново ходить и говорить. Перед тем, как это произошло, Белонощенко несколько месяцев работал без выходных, а в свободное время интенсивно занимался профессиональным спортом — несколько раз преодолевал половину дистанции Ironman (21 км бегом, 2 км вплавь и 90 км на велосипеде), участвовал в суточной 450-километровой велогонке Лондон-Париж, триатлонной дистанции «Побег из Алькатраса». Все это, по словам Юрия, вписывалось в образ успешного менеджера, эффективно распределяющего свое время. В итоге слишком плотный график, недостаток сна и постоянная гонка включили «защитный механизм, который решил устроить организму перезагрузку».

Этот случай — крайняя стадия синдрома выгорания и излишнего самоконтроля, которым часто страдают управленцы и предприниматели. Это «невероятная реакция, одна на миллион, которую нужно еще изучать, но в целом постоянные перегрузки могут сказываться на общем состоянии», объясняет Владлен Чурсинов, хирург Городской поликлиники №107 в Москве.

Как результат — хроническая усталость, снижение настроения вплоть до расстройств депрессивного спектра, есть вероятность повышения артериального давления, которое может повлечь случаи инсульта, когда кора по более простым и понятным [чем в случае Белонощенко] причинам частично отмирает», — говорит врач.

Такой режим, конечно, поможет подняться по карьерной лестнице и получить зарплату мечты, но долго жить так не получится ни у кого. Итог — депрессии, болезни, алкоголизм, отсутствие интереса к жизни.

Трудоголик-алкоголик

«Я пристрастилась к быстрым удовольствиям. К осени пить каждые выходные стало для меня нормой. А как-то утром, после очередного звонка будильника, я подумала, что лучше бы умереть сейчас, чем вставать с кровати и жить свою жизнь. В этот момент я поняла, что надо что-то делать», — рассказывает Дарья Смирнова, в прошлом интернет-маркетолог в крупной компании, а ныне владелица магазина экологичных средств гигиены для женщин ecowoman.space.

До такого состояния ее довела удаленная работа на столичную компанию, которая, по словам Смирновой, скидывала на нее помимо основных обязанностей еще и функции проджект- и аккаунт-менеджера. Через три месяца она почувствовала себя вымотанной, но непреходящую усталость считала признаком слабости и вместо того, чтобы уйти в отпуск, решила ужесточить самоконтроль — например, сама попросила начальство ввести для себя KPI.

Как понимаю сейчас, в условиях недостатка счастья я вешала себе «морковку», чтобы хоть как-то себя радовать за тяжелый ритм, который сама себе навязала, — анализирует Дарья. — Самоконтроль позволяет достичь невероятных результатов. Но если под вашей деятельностью нет фундамента из любви, желания и смысла, то вы очень быстро превратитесь в грустного человека, которому не хочется жить.

Положительный для карьеры эффект жесткого самоконтроля отмечает и Алексей Баранов, владелец проектов по корпоративному образованию Constructor.Team и PlaySTRONG. За несколько лет «режима ниндзя» Баранов, по его словам, увеличил доход в пять раз и приобрел вес в профессиональном сообществе. За это время личная жизнь рухнула, а «самой неудачной инвестицией» оказалась покупка абонемента в фитнес-клуб, куда Баранов сходил два раза.

Эффект выжившего

В прошлом менеджер по продажам с 15-летним стажем, а сегодня частный бизнес-инструктор Ольга Иванова работа по 15 часов в сутки, борьба за корпоративные награды и достойный уровень жизни «превратили в пепел» ее отношения с мужем и дочерью.

Меня засосала воронка результативности. Жизнь превратилась в расписанный ежедневник с планами на месяц вперед. Первый муж не выдержал такой конкуренции, брак развалился. Но я еще с большим усердием и самоконтролем двигалась вперед — ведь теперь я одна обеспечиваю ребенка, — вспоминает Ольга Иванова.

После очередного рабочего подвига она пережила приступ высокой температуры и судорог, а приехавший врач поставил диагноз «нервное истощение». «Я выгорела дотла, растратила весь свой ресурс. Агрессия на всех, кто рядом, и понимание, что жизнь закончилась и ничего нельзя изменить», — описывает Иванова. После похода к психологу менеджер стала давать себе выходные и делегировать неприоритетные задачи подчиненным.

Работа на пределе возможностей истощает не только морально, но и физически — появляются симптомы недомогания,вероятность негативной физиологической реакции на выгорание подтверждает и хирург Владлен Чурсинов.

Обратная сторона самодисциплины

Самое страшное в выгорании то, что темная сторона самодисциплины неочевидна — постоянное повышение собственной планки выглядит как личностный рост и поощряется обществом, говорит Екатерина Уколова, владелица компании по созданию и развитию отделов продаж Oy-li.

Серьезно взялась за собственную дисциплину я в 18 лет — начала ставить жизненные цели, одной из которых было нарастить ежемесячный доход до 300 000 рублей. Сейчас эта цифра превышает 4 млн рублей, но это стоило мне и бессонных ночей, и колоссального труда, — рассуждает Уколова.

— Цели ставить нужно, и амбиции — это прекрасно, но нельзя путать их с паранойей, предостерегает соосновательница сервиса аренды вещей Next2U Екатерина Крайванова. «Работать надо не много, а хорошо. Нужно действовать согласно правилу Парето, когда 20% усилий должны приносить 80% результата», — советует она.

Людям, которые маниакально помешаны на самоконтроле, нужно вышибать клин клином, считает Тимур Валишев, основатель сервиса для онлайн-консультирования на сайтах JivoSite: «Здесь нужен обратный самоконтроль: заставлять себя прекращать работу и идти заниматься жизнью. Потому что иначе она просто проходит мимо».