И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества, сделавшие его ПЕРВЫМ ПОДЛИННЫМ ШОУМЕНОМ.
Экстравагантный и эксцентричный гений своего времени, эдакий творец поп-культурного треша.
⠀
Легенды о непомерной алчности художника, за которые Дали прозвали деньголюбом, скандальные подробности его личной жизни, халат из леопардовых шкур, выходы в свет с протухшей селедкой на шляпе, прогулки с муравьедом и многое другое - это все часть бренда Дали, тщательно им самим сконструированная.
Он прибыл в Париж в 1929 году (в 25 лет) и был уже довольно широко известен в мире благодаря нашумевшему фильму "Андалузский пес" (1928). Да и в целом его успех в Париже и вообще в мире 1930-х, вернее особенно в 1930-х, довольно легко объясним - именно Дали свел образы подсознания до уровня современных компьютерных киноэффектов (читай, был обречен на успех).
Так ПОЧЕМУ же искусство Дали - это фальсификация?
1️⃣ Дали плохой живописец и посредственный рисовальщик (вялый рисунок и упрощенная палитра, а он, все-таки НЕ самоучка)
⠀
2️⃣ Художественный мир Дали - это абсолютно ИСКУССТВЕННЫЙ и КОМЕРЧЕСКИЙ мир, ИСКУССТВЕННЫЙ и КОМЕРЧЕСКИЙ! Сюрреализм художник сделал частью массовой культуры, превратил его в мейнстрим (о спекулятивности и дурновкусии Дали, соединенных, несомненно, с поразительной изобретательностью и фантазией, написаны килотонны томов).
Он вышел за рамки собственно искусства и стал явлением в целом (тот самый миф о Дали, который есть миф Дали).
⠀
3️⃣ Дали абсолютно СОЗНАТЕЛЬНО МАНИПУЛИРОВАЛ, модным в то время, ПСИХОАНАЛИЗОМ и его понятии О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ (здесь и Фрейд, и Юнг, и Фромм, и Лакан).
И формула его проста: натуралистический протокол очевидно моделируемых видений, то есть ФАЛЬСИФИКАЦИИ, причем часто дурновкусные, но желающие казаться подлинными.
Его картины - это СУХОЙ ПРАГМАТИЧНЫЙ РАСЧЕТ (квазисимвол + странное, с претензией на формальное мастерство, творчество = МОДЕРНИСТСКИЙ КИЧ или массовый, медийный вариант интеллектуального по своей сути течения начала ХХ века).
⠀
4️⃣ Ну и вишенка на торте: СИМВОЛЫ Дали ЛИШЕНЫ той всеобъемлющей художественной метафоры, а значит и историко-культурного контекста, которые отличают настоящее искусство.
Дали ничего не пришлось придумывать - он просто взял ГОТОВЫЕ ОБРАЗЫ, за столетия накопившие смыслы и репутацию, и создал компиляцию из них, естественно приправил все это острым соусом странного, якобы автоматического, бессознательного (так, например, его знаменитые слоны - это слоны Бернини, тот самый египетский обелиск на спине слона, который установлен на площади Минервы в Риме).
И здесь Дали действительно преуспел, сделав из своего творчества ОТМЫЧКУ, в результате которой человек чувствует торжество собственного интеллекта - такой ПРОСТОЙ и ЭФФЕКТНЫЙ, ПРИЯТНО ВОЛНУЮЩИЙ СВОЕЙ ДОСТУПНОСТЬЮ РЕБУС (такого про Магритта мы, к слову, сказать не можем, ибо Магритт есть мистификатор, есть тайна).
Странные, диковатые, непонятные образы Дали - ЭТО ПРОСТО СТРАННЫЕ, ДИКОВАТЫЕ И НЕПОНЯТНЫЕ образы. Это мода. Это эпатаж. ЭТО ЧАСТЬ МИФА ПРО САМОГО СЕБЯ.
У Дали отлично получилось стать частью мировой поп-культуры. И его искусство уже, кажется, невозможно рассматривать в отрыве от самого мэтра, потому что его искусство - это часть мифа Дали, его руки или ноги.
И, по сути, Дали - единственный, КОРОЛЬ мировой художественной арены, который понял, что для того чтобы покорить своей живописью мир, недостаточно в совершенстве владеть кистью и красками, вернее даже совсем не обязательно.
И здесь мы вплотную подошли к ФЕНОМЕНУ Дали - настоящему ГЕНИЮ, но, подчеркну еще раз, еще много много раз, эта гениальность совсем НЕ КАСАЕТСЯ его художественного наследия.
1️⃣ Дали - это мастерски сделанный бизнес-проект. ДАЛИ-ХУДОЖНИК НЕ ДОСТИГ БЫ ТАКОЙ БЕШЕНОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ БЕЗ МАРКЕТИНГОВОГО ТАЛАНТА ГАЛЫ, а Дали-человек и сам не отделял себя от своего бренда.
⠀
Он много сил потратил на то, чтобы вписать свое имя в историю сначала испанского, а потом и общемирового искусства: эпатировал публику эксцентричными выходками, сравнивал себя с Чарли Чаплином, поддерживал слухи о собственной импотенции, повторял, что он не просто Дали, но Божественный Дали, формировал вокруг своего имени плотную завесу мифов и выстраивал максимально выигрышные для самопродвижения ассоциации: Дали - гений, Дали - спаситель искусства, Дали - секс.
⠀
"Мой девиз гласил: "Главное, чтобы о Дали непрестанно говорили" (Дали). И нем действительно говорили: он не скупился на интервью, был частым гостем на американском телевидении, выгуливал в Париже муравьеда и регулярно генерировал инфоповоды для того, чтобы гул вокруг его имени не смолкал ни на мгновение.
⠀
2️⃣ Дали воплотил в ХХ веке идеал человека эпохи Возрождения. Он был прекрасно образован, причем не только в гуманитарной сфере, как многие художники, но и в технической, и использовал все свои знания для творческих манипуляций.
⠀
3️⃣ Дали - это человек-миф. Он прекрасно понимал сущностную природу мифа, способную убедительно манипулировать сознанием. ДАЛИ ТРАНСЛИРОВАЛ МИРУ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ХОТЕЛ! И был первым художником, который научился взаимодействовать с масс-медиа, сумев выстроить образ, который жив до сих пор.
⠀
Так КТО ЖЕ ТАКОЙ ДАЛИ? Дали - это острые как рапира усы, леопардовая шуба, протухшая селедка, муравьед, это его муза, жена и менеджер Гала, которую он возвел в культ и боготворил, это текучие, переходящие из картины в картину, странные формы, и разлагающийся профиль одного и того же персонажа.
Дали - это и есть сюрреализм.
Скриншоты сторис из моего блога в инстаграм