26,8K подписчиков

Сальвадор Дали - ФАЛЬСИФИКАТОР.

136 прочитали
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали

И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества, сделавшие его ПЕРВЫМ ПОДЛИННЫМ ШОУМЕНОМ.

Экстравагантный и эксцентричный гений своего времени, эдакий творец поп-культурного треша.

Легенды о непомерной алчности художника, за которые Дали прозвали деньголюбом, скандальные подробности его личной жизни, халат из леопардовых шкур, выходы в свет с протухшей селедкой на шляпе, прогулки с муравьедом и многое другое - это все часть бренда Дали, тщательно им самим сконструированная.

Он прибыл в Париж в 1929 году (в 25 лет) и был уже довольно широко известен в мире благодаря нашумевшему фильму "Андалузский пес" (1928). Да и в целом его успех в Париже и вообще в мире 1930-х, вернее особенно в 1930-х, довольно легко объясним - именно Дали свел образы подсознания до уровня современных компьютерных киноэффектов (читай, был обречен на успех).

Сальвадор Дали "Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения", 1944. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Сальвадор Дали "Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения", 1944. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Так ПОЧЕМУ же искусство Дали - это фальсификация?

1️⃣ Дали плохой живописец и посредственный рисовальщик (вялый рисунок и упрощенная палитра, а он, все-таки НЕ самоучка)

2️⃣ Художественный мир Дали - это абсолютно ИСКУССТВЕННЫЙ и КОМЕРЧЕСКИЙ мир, ИСКУССТВЕННЫЙ и КОМЕРЧЕСКИЙ! Сюрреализм художник сделал частью массовой культуры, превратил его в мейнстрим (о спекулятивности и дурновкусии Дали, соединенных, несомненно, с поразительной изобретательностью и фантазией, написаны килотонны томов).

Он вышел за рамки собственно искусства и стал явлением в целом (тот самый миф о Дали, который есть миф Дали).

3️⃣ Дали абсолютно СОЗНАТЕЛЬНО МАНИПУЛИРОВАЛ, модным в то время, ПСИХОАНАЛИЗОМ и его понятии О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ (здесь и Фрейд, и Юнг, и Фромм, и Лакан).

И формула его проста: натуралистический протокол очевидно моделируемых видений, то есть ФАЛЬСИФИКАЦИИ, причем часто дурновкусные, но желающие казаться подлинными.

Его картины - это СУХОЙ ПРАГМАТИЧНЫЙ РАСЧЕТ (квазисимвол + странное, с претензией на формальное мастерство, творчество = МОДЕРНИСТСКИЙ КИЧ или массовый, медийный вариант интеллектуального по своей сути течения начала ХХ века).

4️⃣ Ну и вишенка на торте: СИМВОЛЫ Дали ЛИШЕНЫ той всеобъемлющей художественной метафоры, а значит и историко-культурного контекста, которые отличают настоящее искусство.

Дали ничего не пришлось придумывать - он просто взял ГОТОВЫЕ ОБРАЗЫ, за столетия накопившие смыслы и репутацию, и создал компиляцию из них, естественно приправил все это острым соусом странного, якобы автоматического, бессознательного (так, например, его знаменитые слоны - это слоны Бернини, тот самый египетский обелиск на спине слона, который установлен на площади Минервы в Риме).

И здесь Дали действительно преуспел, сделав из своего творчества ОТМЫЧКУ, в результате которой человек чувствует торжество собственного интеллекта - такой ПРОСТОЙ и ЭФФЕКТНЫЙ, ПРИЯТНО ВОЛНУЮЩИЙ СВОЕЙ ДОСТУПНОСТЬЮ РЕБУС (такого про Магритта мы, к слову, сказать не можем, ибо Магритт есть мистификатор, есть тайна).

Сальвадор Дали "Искушение святого Антония", 1946. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель.
Сальвадор Дали "Искушение святого Антония", 1946. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель.

Странные, диковатые, непонятные образы Дали - ЭТО ПРОСТО СТРАННЫЕ, ДИКОВАТЫЕ И НЕПОНЯТНЫЕ образы. Это мода. Это эпатаж. ЭТО ЧАСТЬ МИФА ПРО САМОГО СЕБЯ.

У Дали отлично получилось стать частью мировой поп-культуры. И его искусство уже, кажется, невозможно рассматривать в отрыве от самого мэтра, потому что его искусство - это часть мифа Дали, его руки или ноги.

И, по сути, Дали - единственный, КОРОЛЬ мировой художественной арены, который понял, что для того чтобы покорить своей живописью мир, недостаточно в совершенстве владеть кистью и красками, вернее даже совсем не обязательно.

Сальвадор Дали
Сальвадор Дали

И здесь мы вплотную подошли к ФЕНОМЕНУ Дали - настоящему ГЕНИЮ, но, подчеркну еще раз, еще много много раз, эта гениальность совсем НЕ КАСАЕТСЯ его художественного наследия.

1️⃣ Дали - это мастерски сделанный бизнес-проект. ДАЛИ-ХУДОЖНИК НЕ ДОСТИГ БЫ ТАКОЙ БЕШЕНОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ БЕЗ МАРКЕТИНГОВОГО ТАЛАНТА ГАЛЫ, а Дали-человек и сам не отделял себя от своего бренда.

Он много сил потратил на то, чтобы вписать свое имя в историю сначала испанского, а потом и общемирового искусства: эпатировал публику эксцентричными выходками, сравнивал себя с Чарли Чаплином, поддерживал слухи о собственной импотенции, повторял, что он не просто Дали, но Божественный Дали, формировал вокруг своего имени плотную завесу мифов и выстраивал максимально выигрышные для самопродвижения ассоциации: Дали - гений, Дали - спаситель искусства, Дали - секс.

"Мой девиз гласил: "Главное, чтобы о Дали непрестанно говорили" (Дали). И нем действительно говорили: он не скупился на интервью, был частым гостем на американском телевидении, выгуливал в Париже муравьеда и регулярно генерировал инфоповоды для того, чтобы гул вокруг его имени не смолкал ни на мгновение.

2️⃣ Дали воплотил в ХХ веке идеал человека эпохи Возрождения. Он был прекрасно образован, причем не только в гуманитарной сфере, как многие художники, но и в технической, и использовал все свои знания для творческих манипуляций.

3️⃣ Дали - это человек-миф. Он прекрасно понимал сущностную природу мифа, способную убедительно манипулировать сознанием. ДАЛИ ТРАНСЛИРОВАЛ МИРУ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ХОТЕЛ! И был первым художником, который научился взаимодействовать с масс-медиа, сумев выстроить образ, который жив до сих пор.

Так КТО ЖЕ ТАКОЙ ДАЛИ? Дали - это острые как рапира усы, леопардовая шуба, протухшая селедка, муравьед, это его муза, жена и менеджер Гала, которую он возвел в культ и боготворил, это текучие, переходящие из картины в картину, странные формы, и разлагающийся профиль одного и того же персонажа.

Дали - это и есть сюрреализм.

И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-5
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-6
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-7
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-8
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-9
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-10
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-11
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-12
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-13
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-14
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-15
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-16
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-17
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-18
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-19
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-20
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-21
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-22
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-23
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-24
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-25
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-26
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-27
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-28
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-29
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-30
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-31
И он же - художник-суперзвезда, художник-эпатаж, художник, который САМ СОЗДАЛ из себя великолепный, сюрреалистический МИФ, который полностью переместился в его человеческие, поведенческие качества,...-32

Скриншоты сторис из моего блога в инстаграм