«Огонь» появился в интернете. Сейчас его рейтинг (7,67) может корректироваться, но не стоит ждать серьезного понижения. Зритель кино уже принял, как и «Экипаж» той же студии Михалкова «Три Тэ». Получился достойный фильм-катастрофа. Но все-таки к авторам есть претензии – художественные, технические и этические.
«Огонь» – история отряда ФБУ «Авиалесоохрана» Алексея Соколова (Константин Хабенский). Перед вылетом Соколов берет в отряд молодого и наглого Романа (Иван Янковский), влюбленного в его дочь Катю (Стася Милославская), чтобы сбить с него гонор. Поработать в лесу пожарным не удается, приходится бежать от огня вместе с жителями деревни.
Производственная драма и блокбастер
Премьера «Огня» проходила на фоне народной любви к фильму «Дело храбрых» (2017), который на Кинопоиске входит в ТОП-250 и собрал больше оценок (85 тыс.), чем на IMDb (58 тыс.). Кино Джозефа Косински, посвященное реальной судьбе 19 пожарных отряда «Гранитная гора» в США в 2013 году, является не просто байопиком, это еще и мощная производственная драма, детально показывающая технологию борьбы с огнем, а также работу добровольческих пожарных формирований.
«Огонь» не копирует «Дело храбрых», хотя это референс. Здесь просто используют некоторые моменты, показанные американцами. Попытка спасти деревню, разделение группы, пережидание огня под фольгой, надежда на воду с самолета, когда деваться некуда. Конфликт новичка с начальником. Но совпадения не так важны, если учесть разницу в жанрах.
«Огонь» не является реалистичной производственной драмой. Добрая половина совершенных тут действий, начиная с первого кадра: непрофессионализм, циркачество, понты, самоуправство, работа на авось, разгильдяйство. Такое сложно назвать презентацией профессии.
Тут даже тушением занимаются пару минут. Остальное время тратят на бытовые вопросы, шутки-прибаутки, на убеждение жителей покинуть деревню и суетливые метания по горящему лесу, в которых помогает скорее чудо, чем профессионализм. Так себе пример для молодежи.
Просто развлекательное шоу
Студия «Три Тэ» не делала серьезное кино уровня Only the Brave. Американский фильм – почти советский соцреализм. Российский, несмотря на весь его лубок и песенки из фильмов Михалкова, наоборот ближе к жесткому западному кино, которое критиковали в газетах СССР.
«Огонь» – развлекательный блокбастер, типичный фильм-катастрофа. В части жанра авторы потрудились, вышло не слабее «Экипажа», экшн плотный, есть триллер, приключенческий драйв. Спецэффекты в целом достойные, а кадры реальных лесных пожаров просто идеальны.
Вопрос работы с референсами решен нормально – на уровне аллюзий. Зритель их считывает и готовится к некому развитию событий, а происходит все иначе, иногда с точностью до наоборот. В этом смысле, например, интересно обыгрывание «Армагеддона».
Масса классных актеров, все на месте. Даже мелкие образы проработаны так, что зритель может сопереживать не главному герою, а например, мужику, что не хотел покидать деревню и поливал родной дом из шланга. Короткая роль с парой слов, зато серьезная драма маленького человека.
Объемные портреты (если забыть, что герой Янковского неоправданно и нереально тупой молодой человек), интересные диалоги (иногда тут даже поют, как в советском кино!) и «большой стиль», фильмов Михалкова – это то, ради чего стоит смотреть «Огонь», не считая самого огня.
Авантюризм и ляпы убивают реализм
Смотреть можно, но придется смириться с тем, что тут почти все «как в кино»: начиная со сцены, когда самолет тормозит в полуметре от стоящей на полосе упрямой дочери героя Хабенского, заканчивая патетическими и нелепыми родами в горящем автобусе. Да и сами сцены среди огня довольно спорные, похоже, авторы переборщили.
И технические ляпы есть: прыжок Янковского без стабилизирующего парашюта; эвакуация из деревни, рядом с которой широкое пространство без леса; незнание героем Хабенского причин недуга собственной дочери (что за чушь про «вегетососудистую дистонию»?); таинственное исчезновение огнеупорных одеял при беге через горящий лес и т.п.
Неэтичный сюжетный ход
Печально, что местами авторы поступают аморально, хотя в целом фильм старается выкручивать уровень гуманизма почти до блокбастеров Стивена Спилберга, известного киношного добряка.
Как уже говорилось, сцена родов героини Ирины в автобусе – дурной тон. Но самый этически некорректный эпизод – полет детей на вертолете. В нормальных катастрофах так не делают, это просто непрофессионально.
Со взрослыми по сюжету еще ничего не произошло, да и опасность выгорания деревни неочевидна, а детей уже отправляют в крайне сомнительный полет на раздолбанной технике, да еще и над самым опасным участком! И даже при посадке как бы профи из отряда Соколова проявляют незнание матчасти. В итоге мелких подвергают наибольшему риску, да еще и неоднократно. И прямым текстом говорят, что спасение будет в случае чуда! Это точно ненормально.
Что должен думать зритель в этом случае, видя, как бесцеремонно авторы обращаются с теми, кого надо защищать? Надеяться, что взрослым персонажам будет хуже? Это нормально с точки зрения драматургии? В такой ситуации зритель вынужден винить во всем происходящем уже не пожар, а режиссера (Алексей Нужный) и сценариста (Николай Куликов).
«Авиалесоохрана» против добровольцев
К авторам также есть идеологический вопрос. «Огонь» вышел консервативным фильмом, дискредитирующим концепцию участия населения в тушении пожаров, что активно продвигается уже десять лет.
России достается от огня каждое лето, но самым драматичным был 2010 год, когда всерьез заговорили о важности добровольческих групп в населенных пунктах. Президент Дмитрий Медведев в 2011 году подписал закон «О добровольной пожарной охране», и сегодня число добровольцев составляет около 900 тысяч человек. Можно было снять кино об этом, но время упущено, или авторы просто не хотели браться за более сложную тему. В итоге они выбрали героев из ФБУ «Авиалесоохрана», у которого были административные сложности в последнее время.
Добровольцы тут представлены малокомпетентными гопниками, что чуть не погубили отряд Соколова, устроив пал и взрывы в лесу. За это пожарные-бюджетники даже кидались на них с кулаками. Ни слова доброго в адрес добровольцев, а при эвакуации пожарные не используют выжженный добровольцами безопасный участок леса. Из вредности?
Хабенский пародирует Глеба Жеглова в сериале «За час до рассвета»
«Глубокое погружение» – триллер, не понравившийся «левым»