Собачьей головой называют на Кунашире один из трех, не отделившихся еще от суши, кекуров между озером Лагунным и бухтой Первухина, соединенных узкими "шеями" с берегом.
Была в этом месте некогда айнская крепость Футаки и на месте ее сохранились остатки часи и длинные рвы, преграждавшие путь к укреплениям.
Первые сведения об особом типе древних объектов – укреплённых айнских поселениях на о.Хоккайдо и Курильских островах – собрал чиновник губернаторства Хоккайдо Коно Цунэкити. В 1900 году он собрал сведения о 15 древних объектах, высказал мысль о принадлежности их айнам и предложил называть айнским словом «часи». Это слово означает «ограда/ограждение», «укреплённое место», «крепость» или «местность с крепостью», «крепость, ограждённая рвом или земляным валом или защищённая крутыми склонами».
В период японского владения островами на горе, похожей на голову лежащего на берегу лабрадора, поставили храм, посвященный буддийско-синтоистскому божеству Компира — щедрому покровителю рыбаков и торговых моряков. В период строительства этого храма японцы нашли кое-какие айнские артефакты и порядочно разрушили культурный слой на месте древней крепости.
Компира это измененное имя Кумбхира – индусского крокодила, божества реки Ганг. В Японии, на острове Сикоку, с незапамятных времен стоит храм, который тоже изначально был посвящен Компира. В течение тысячи лет этот храм был одновременно и буддистской и синтоисткой святыней. Но в 1872 году правительство Мейдзи сделало из буддийского храма в честь бого-крокодила синтоистский в честь божества Омоно-нуси-но-Микото — покровителя путешественников и мореплавателей. Аж 785 ступеней ведут к этой святыне и не каждому по силам их преодолеть. В эпоху Эдо, если паломники не могли сами совершить столь длинный путь, они отправляли собаку. На шее собаки висела желтая сумка, в которой лежали деньги для подношения Компира-сан и для оплаты питания собаки на пути к храму. Паломники передавали собаку один другому, поднимались с ней к храму и спускались обратно. Собака возвращалась к хозяину, неся на шее талисман храма.
Ученые считают, что японский синтоизм вырос из айнских анимистических традиций, которые включали множество природных тотемов – животных, птиц, деревьев. Собака у айнов входила в число сакральных животных и могла быть носителем божественных посланий, устанавливать связь между нашим миром и другими измерениями.
Неизвестно, кто первый назвал скалу в бухте Первухина Собачьей головой, было это давно. И вряд ли в то время, когда появилось это местное название, кто-то знал про собак, носивших пожертвования в японский храм. Даже про синтоистский храм на Собачьей голове мало кому было известно, да и мало кто знает до сих пор. Тем удивительнее совпадение: два храма, посвященные одному и тому же божеству, и собаки-посланники — в одном случае живые, в другом — символическая.
Кто первый назвал, неизвестно, но зафиксировано это название, как минимум, в книге И. Самарина и О. Шубиной "Памятники истории и культуры Южно-Курильского района", изданной Министерством культуры Сахалинской области и Сахалинским областным краеведческим музеем.
Еще одно почти забавное совпадение: к храму Компира-сан на Сикоку ведут 785 ступеней. На Собачью голову, где стоял храм Компира, тоже теперь ведут ступени, хоть и не так много. Ступени сделали военные во время учений и тут же гора стала местом паломничества туристов и местных отдыхающих. На нее тянет забраться, а виды сверху открываются потрясающие. Но будьте осторожны — учения были давно, ступеньки сгнили и ломаются.
В окрестностях Собачьей головы очень много интересного. Этот природный и комплекс входит в мою экскурсию "Вокруг горы Отдельной" и во все мои туры, как обязательный к осмотру.
Местные жители имеют привычку сокращать названия и называть вулкан Менделеева — Менделем, Чертов палец — Чертиком, а Собачью голову — Собачкой. Но это в разговорной речи. Правильное название останца — Собачья голова.