Найти тему
Беседы о кино

Один фильм. "На всю оставшуюся жизнь" П. Фоменко (1975)

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы продолжаем знакомить вас с забытыми шедеврами советского кино. Сегодня мы поговорим о замечательном 4-серийном телефильме Петра Фоменко "На всю оставшуюся жизнь" (1975) по повести Веры Пановой "Спутники".

Для моих российских читателей небезынтересно будет узнать, что книга "Спутники" переиздавалась в КНР как минимум шесть раз. Ей зачитывались многие поколения китайских читателей, на ней росли, с героев книги делали жизнь. А вот ни одна из экранизаций до китайского зрителя не дошла.

Книга Веры Пановой о команде санитарного поезда, "ангелах, спасающих жизни" была впервые воплощена на экране в 1965 году режиссёром Искандером Хамраевым. Та картина, несмотря на участие таких актёров, как Евгений Лебедев и Валентин Зубков, оказалась неудачной: в одну серию оказалось невозможно поместить всё содержание повести, передать всю её боль и доброту. У Хамраева получился поверхностный и посредственный фильм: едет куда-то санитарный поезд, едут в нём разные люди, и лента заканчивается гораздо раньше , чем успеваешь понять, кто есть кто. Тем не менее, критика и руководство "Ленфильма" не считали фильм Хамраева провалом, что ещё раз доказывает старую истину: всё в мире относительно.

-2

В 1975 году за повторную экранизацию взялся театральный режиссёр Пётр Фоменко. Работа театрального режиссёра в кино не была редкостью или странностью для советской культуры: мы ещё раз подчёркиваем, что одна из черт уникальности, специфичности советского кино состоит в его теснейшей, неразрывной связи с театром, в огромном внимании к работе актёра, к актёрскому слову, к " электричеству" между людьми на экране.

-3

Пётр Фоменко для русского театра - фигура легендарная, своё предназначение он видел, прежде всего, в театре. Его вклад в кино (всего три фильма), его выдающийся шедевр "На всю оставшуюся жизнь", его поразительные крупные планы, когда через глаза актёра заглядываешь ему в душу - всё это полузабыто, пропущено в антологиях и энциклопедиях. А жаль! Мы хотели бы исправить эту несправедливость.

-4

"На всю оставшуюся жизнь" - не военный фильм и не фильм о войне; война осталась за кадром, а в кадре - люди. Всё - о людях, о светлой человеческой душе. В картине почти ничего не происходит, резких поворотов действия нет, динамики почти никакой, знакомство с героями происходит постепенно, неторопливо. Фильм наполнен крупными планами: режиссёр как будто вместе со зрителем вглядывается в лица героев.

-5

Все знают, что война - это горе. Все знают, что это огромное, безграничное, разрывающее душу горе. Коротко и безжалостно показал это горе Сергей Бондарчук в сцене прощания Андрея с Ириной ( "Судьба  человека"), Евгений Матвеев - в фильме "Судьба", Станислав Ростоцкий - в фильме "А зори здесь тихие...". Всё это великие фильмы великих режиссёров; но у них - минутные эпизоды. А у Петра Фоменко весь фильм длительностью в 4 часа - о человеческих душах, порванных войной, пробитых пулями невосполнимых потерь.

В фильме есть герои, потерявшие родителей, потерявшие жён, потерявшие детей, есть герои, в теле которых едва теплится огонь жизни. Но ни один из них не потерял человечности, веры в хорошее. Режиссёр снимает крупные планы, долгие, подробные, светлые, чтобы зрители хорошенько разглядели: вот она, душа живая.

-6

Актёры... они забыли о том, что они актёры, что должны правильно дышать, придумывать простые действия, выгодно поворачиваться к камере . Эмоцию можно сыграть, можно красиво, чеканно, филигранно сделать фразу, эпизод:  мы за высокую актёрскую технику и любим советское кино. "На всю оставшуюся жизнь" - другая история; там актёры и не играют ничего: просто сидят, стоят, молчат и думают. На это можно смотреть бесконечно:  даже для советской актёрской школы это заоблачный уровень.

-7

Я много читал отзывов современных зрителей: "фильм тяжёлый", "затянутый", "трудно смотреть", "Золотухин раздражает", "ничего не происходит", "чёрно-белый и скучный". Кто бы сомневался. Кстати, под Бетховена трудно танцевать, а от Достоевского дурные мысли в голову лезут.

Фильм, кстати, сильно забыт, а песня известна: её поют разные звёзды современной эстрады, бог им судья. В фильме песня связывает всё повествование и завязывает узелок на душе - один раз посмотрел и запомнишь на всю оставшуюся жизнь

"На всю оставшуюся жизнь" - одно из самых сильных моих впечатлений за 20 лет пристального изучения советского кино. Это великое открытие, и я очень завидую моим читателям: вам это открытие ещё только предстоит сделать.

Спасибо за внимание.