Введение
Лошади обладают кросс-модальным восприятием мира, то есть они объединяют множество сигналов, чтобы сформировать глобальное представление об особи или предмете перед ними. Для этого используются слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и вкусовые органы чувств.
Суть эксперимента.
В 2013 г ученые провели эксперимент с участием шестнадцати двухлетних англо-арабских ( NAA = 13) и 3 французских верховых ( NSF = 3) лошадей (10 кобыл и 6 меринов). Все лошади были рождены и размещены на ферме Expérimentale des Haras Nationaux (SEHN), Chamberet, во Франции. С момента рождения и до начала этого эксперимента вмешательство человека ограничивалось раздачей пищи (сена) два раза в день в зимний период, а также кастрацией и послеоперационным уходом за меринами. Кроме того, лошадей никогда ничему не обучали.
Весной 2009 года все испытуемые прошли программу обучения, чтобы научиться оставаться неподвижными в ответ на голосовую команду: "reste!". Все обучение проводилось одним единственным тренером. Это был первый опыт тренировок лошадей с человеком. Программа включала последовательные этапы, на которых они должны были сохранять неподвижность в течение увеличивающейся продолжительности (от 5 до 60 секунд) (табл. 1). Лошади должны были преуспеть три раза подряд на каждом этапе, чтобы добраться до следующего, и они получали положительное подкрепление (еду) за каждое успешно выполненное задание. Каждая лошадь тренировалась два раза в день по 5 минут в течение 5 последовательных дней или до тех пор, пока они не преуспевали 3 раза подряд на последнем этапе ( т. е. пока не сохраняли неподвижность в течение 60 секунд). Тренировки проходили в деннике лошадей.
Тестирование.
Эксперимент проверял, по-разному ли лошади реагировали на вокальную команду "reste!" (по-французски “останься!”) в зависимости от состояния внимания экспериментатора и степени знакомства с ним. Четыре условия, при которых визуальный контакт менялся, были случайным образом распределены между испытаниями. В эксперименте участвовали два человека: знакомый лошадям и не знакомый.
Тестирование проходило следующим образом. Экспериментатор входил в денник лошади, надевал на нее недоуздок и пристегивал чомбур. Он надевал чомбур на шею лошади, смотрел на нее и произносил ее имя, после чего громко командовал: “reste!”. Затем экспериментатор вел себя по-разному в соответствии с 4 экспериментальными условиями:
1. Наблюдение
Экспериментатор стоял прямо перед лошадью и смотрел ей в глаза, не двигая телом. Если лошадь поворачивала голову, он следил за ее взглядом.
2. С закрытыми глазами.
Экспериментатор стоял прямо перед лошадью с закрытыми глазами. Его тело и ориентация головы были идентичны тем, которые находились в предыдущем состоянии.
3. Рассеянное состояние.
Экспериментатор стоял прямо перед лошадью, его глаза смотрели поверх лошади. Его тело и ориентация головы были идентичны первым двум состояниям.
4. Развернутое состояние.
Экспериментатор поворачивался спиной к лошади и выпрямлялся, глядя прямо перед собой.
Испытание завершалось через 60 сек, или как только лошадь двигалась до требуемых 60 сек. Ни во время, ни после испытания экспериментатор никак не реагировал на действия лошади. То есть он не хвалил лошадь за то, что она оставалась неподвижной, и не наказывал ее за то, что она двигалась. В отличие от обучения, на этапе тестирования не применялось никакого подкрепления.
Лошадей испытывали дважды в день в течение четырех дней подряд: в первые два дня с знакомым экспериментатором и в последние два дня с незнакомым.
Переменные
Для каждого испытания оценивались следующие переменные:
а) оставалась ли лошадь неподвижной в течение требуемых 60 секунд и
б) задержка движения хотя бы одной ноги.
Результаты
Явные различия наблюдались в уровне послушания и состояния внимания экспериментатора в зависимости от того, был ли он знакомым или незнакомым. Большинство лошадей сохраняли неподвижность, когда знакомый тренер смотрел на них ( N = 9/16), но также и когда он поворачивался спиной ( N = 8/16), в то время как реакция была немного ниже, хотя и незначительно, для закрытых глаз и рассеянных состояний ( N = 6/16 для обоих). Среднее время, в течение которого лошади сохраняли неподвижность после команды “остаться”, существенно не отличалось в разных условиях (рис. 1).Однако интересно отметить, что большая часть наблюдаемого поведения при наблюдении за знакомым человеком происходила в состоянии “с закрытыми глазами”.
Существенные различия появились во время эксперимента с неизвестным человеком: в то время как большинство испытуемых подчинились команде в первом эксперименте (Экспериментатор смотрел на лошадь) ( П = 10/16), очень немногие сделали это в двух других случаях (Третий эксперимент: П = 4/16; последний эксперимент: П = 3/16). Различия также имели место во времени неподвижности (рис . 1): испытуемые сохраняли неподвижность в течение более длительного времени в состоянии “смотрящего”, чем в состоянии “отвлеченного” и “повернутого спиной” . Промежуточные реакции наблюдались для состояния “закрытые глаза” . Поведение при мониторинге также различалось в зависимости от условий с явным увеличением состояния “отвлеченного” по сравнению с состоянием “смотрящего”. Лошади явно по-разному реагировали на знакомых и незнакомых людей: когда внимание человека было максимальным, уровни послушания были одинаковыми, но они были явно ниже с незнакомым человеком, когда он не был внимателен.
Как бы то ни было, лошади показали более высокую частоту наблюдения за неизвестным человеком и наблюдали за ним гораздо дольше. Интересно также отметить, что самый высокий уровень наблюдения за знакомым человеком наблюдался в закрытом состоянии глаз, хотя это и не было значительным.
Выводы
В ответ на известный голосовой приказ лошади повиновались как знакомым, так и незнакомым людям, но они гораздо больше следили за поведением незнакомца, поворачивая голову и пристально глядя на него. Это было особенно заметно, когда человек не обращал внимание на лошадь (когда он отворачивался, закрывал глаза или смотрел поверх лошади (отвлекался)).
Эти результаты свидетельствуют о высоком уровне репрезентации, основанном на сложных межвидовых социально-когнитивных навыках. В этом исследовании лошади казались удивленными, услышав знакомый приказ, отданный незнакомым голосом, о чем свидетельствует их повышенное поведение контроля (нарушение ожиданий). Создается впечатление, что они пытаются определить намерения или ожидания человека, контролируя его визуальное внимание, поскольку глаза несут большую часть информации о состоянии внимания человека, можно было наблюдать нарушения в реакции лошадей, когда глаза экспериментатора не были видны или когда они не были направлены на лошадь: они более охотно подчинялись команде, данной новым человеком, когда он отвлекался и когда он был повернут спиной, чем когда он смотрел на них. В то время как поворот спиной кажется довольно легко идентифицируемым состоянием невнимательности у многих видов, у лошадей боковое расположение глаз, которые позволяет им иметь очень большое поле зрения, охватывающее почти 360° вокруг них. Тем не менее, они часто сталкиваются с человеком при наблюдении за ним и способны понять асимметрию передней и задней сторон человека.
Повиновение и поведение лошадей у знакомого человека были очень разными: их повиновение команде не отличалось в зависимости от условий, а их контрольное поведение было низким и не зависело от состояния внимания экспериментатора. Одним из объяснений может быть то, что они очень хорошо знали этого тренера и развили с ним отношения, которые позволяли им предвосхищать ее ожидания, независимо от того, что происходит в окружающей среде. Это хорошо иллюстрирует определение хиндом отношения - это означает, что после установления отношений партнеры возлагают определенные надежды на поведение друг друга, и поэтому могут предугадывать поведение. Эти ожидания основаны на предыдущих взаимодействиях. Учитывая историю тренировок этих лошадей с их знакомым тренером, они, возможно, научились понимать ее и ее ожидания, поэтому одинаково реагировали на ее приказ, независимо от состояния ее внимания, даже когда она была повернута спиной.
Эти результаты предполагают, что распознавание животными других может заключаться в глобальном, интегрированном, мультисенсорном представлении конкретных индивидов, включающем визуальную и речевую идентичность, а также как их ожидания относительно поведения индивида в знакомой ситуации, так и ожидания этого индивида относительно их собственного поведения. У людей это можно назвать представлением о “концепции личности”, которая может быть более распространена у домашних животных, чем мы когда-то думали.
Citation: Sankey C, Henry S, André N, Richard-Yris M-A, Hausberger M (2011) Do Horses Have a Concept of Person? PLoS ONE 6(3): e18331. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0018331