Продолжение обзора наиболее известных фильмов и сериалов, в которых одними из действующих персонажей являются французские короли и королевы, чьё правление пришлось на бурный, противоречивый, блистательный и вместе с тем кровавый XVI век. Предыдущую часть публикации можно прочесть ЗДЕСЬ
Фильм «Королева Марго» (Производство: Франция, Италия и Германия. 1994 год; режиссёр – Патрис Шеро) и сериал «Королева Марго» (Производство: Россия. 1994-1995 гг.; режиссёр – Александр Александрович Муратов)
Две самые известные экранизации одноименного романа Александра Дюма представляют собой разительный контраст в плане подачи событий, происходящих на экране. При достаточно высокой степени приближенности к текстам первоисточника, Патрис Шеро сделал ставку на показ истиной эпохи Позднего Средневековья применительно к королевскому двору и высшему свету.
За роскошью дворцовых интерьеров и нарядов скрываются самые грязные, низменные и вопиющие пороки сильных мира сего. Французские монархи, представители королевской семьи и высшей аристократии не только прославились нечистоплотностью телесной, но и несмываемой грязью душевной.
За излишнюю акцентуацию темы «плоти и крови» Патрис Шеро подвергся мощной критике со стороны коллег и кинокритиков, но большинство зрителей высоко оценили его фильм. «Королева Марго» получила несколько главных премий Канского кинофестиваля, а также одержала победу в нескольких номинациях высшей национальной кинопремии Франции – «Сезар».
Российская версия «Королевы Марго» также снискала большой успех у зрительской аудитории. Кинокритики и поклонники творчества Дюма в целом одобрительно отнеслись к работе Александра Муратова, снявшего сериал в классическом жанре, показав романтизированный и привычный большинству зрителей образ Средневековой Франции.
Что касается целой плеяды монархов, показанных в обеих экранизациях, то нужно отдать должное и профессиональному кастингу, и превосходной игре актёров. В данном случае каждый должен сам, исходя из личных предпочтений решить, кто из российских или европейских актёров лучше исполнил роль Карла IХ, Генриха III, Генриха IV Наваррского, Екатерины Медичи и Маргариты де Валуа.
Сериалы «Графиня де Монсоро» (Производство: Франция. 1971 год; режиссёр – Янник Андреи) и «Графиня де Монсоро» (Производство: Россия. 1997 год; режиссёр – Владимир Михайлович Попков)
Редкий случай, когда оба сериала, снятые в разных странах с разницей в 25 лет, были крайне положительно восприняты и зрителями, и критиками, и поклонниками литературного творчества Александра Дюма. Особенно отмечались максимальное следование тексту и диалогам роману-первоисточнику, удачный подбор актёров, их профессиональная игра, высокая степень исторической достоверности костюмов и декораций.
Примечательно, что, как и в предыдущей российской картине – «Королева Марго» роли Генриха III и Генриха IV Наваррского вновь исполнили Евгений Дворжецкий и Дмитрий Певцов. Согласно опросов зрителей, «Графиня де Монсоро», снятая Владимиром Попковым является одним из лучших российских исторических сериалов.
Кадры из сериала «Графиня де Монсоро» (Производство: Россия. 1997 год; режиссёр – Владимир Попков):
«Генрих Наваррский» (Производство: Франция, Испания, Германия и Австрия. 2010 год; режиссёр – Йо Байер)
Экранизация исторической дилогии Генриха Манна «Молодые годы короля Генриха IV» и «Зрелые годы короля Генриха IV». Фильм оставляет смешанные чувства после просмотра. С одной стороны основные вехи биографии Генриха IV Наваррского создателям фильма показать удалось, как и воссоздать приближенные к реальности атмосферу и антураж Франции образца второй половины и конца XVI века. Однако показать в удобном для восприятия зрителей формате насыщенный на самые разные события полувековой отрезок жизни Генриха IV у режиссера явно не получилось.
Вышло неудачное чередование затяжного повествования и показа череды важных событий с быстротой калейдоскопа. При этом не только отсутствуют титры с датировками ряда ключевых сцен и эпизодов, но и даже при очень внимательном просмотре достаточно сложно понять для неподготовленного зрителя кто есть кто и кто кем кому приходится.
Весьма посредственным оказался кастинг. Если образ Генриха IV в исполнении Жюльена Буасселье в целом потянет на «3+» или «4 – –», то актёры и актрисы, сыгравшие Карла IХ, Генриха III, Екатерину Медичи и Маргариту де Валуа явно не справились со своими ключевыми для данной экранизации ролями.
Ещё два французских монарха являются второстепенными персонажами художественных фильмов и сериалов, о которых речь шла в других подборках. В частности, король Франциск II Валуа, будучи мужем шотландской королевы Марии I Стюарт, присутствует в большинстве кинокартин, посвященных биографии его знаменитой супруги. Точно также тесно с биографией Марии I Стюарт связаны основные экранизации образа Генриха II Валуа. Он приходился отцом Франциску II и свёкром Марии Стюарт.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)