Во многих тренингах, направленных на развитие компании, повышение продаж, улучшение качества обслуживания клиентов и личностный рост, в которых я когда-либо участвовала, красной нитью проходила одна и та же основная мысль: "Сначала ты начинаешь выступать на совещаниях, потом становишься руководителем. Не наоборот". Суть в том, что пока человек не научится показывать себя, грамотно общаться и производить впечатление, его шансы на развитие и продвижение ничтожно малы как в профессиональной, так и в личной жизни. Совещания, переговоры, экзамены, презентации, доклады, лекции, прямые эфиры и сторис, интервью, вебинары, собеседования, свидания, конфликты… - все это ситуации публичных выступлений, в которых умение рассказать историю очень пригодится.
Голос и речь - инструменты влияния, данные большинству из нас от рождения. Научившись управлять ими и использовать в своих интересах, человек получает возможность управлять собой и ситуацией, обретает своеобразный "ключ" к свободе во взаимодействии с другими людьми. Даже у удачи гораздо больше шансов заметить того, кто умеет грамотно привлечь к себе внимание.
Это преимущество - говорить четко, ясно и красиво, не дергаться и не совершать лишних движений. Причем совершенно не имеет значения, сколько перед вами зрителей: один или сотни тысяч человек, общаетесь вы вживую или это прямой эфир по видеосвязи. Иногда страх сковывает горло, отключает мозг и заставляет вас чувствовать себя глупо и беззащитно.
А теперь перейдем к конкретному плану действий - как стать впечатляющим оратором.
Что необходимо предпринять:
• Разобраться со своими страхами
• Развить коммуникабельность
• Научиться красиво и грамотно говорить
• Поставить голос
• Правильно подготовить текст речи для выступления
Страхи
Вы не одиноки. Страх публичных выступлений испытывают более 95% людей. Эта фобия называется глоссофобия и занимает второе место по популярности в мире после страха смерти, она относится к естественным и врожденным явлениям. А значит, основная задача - не победить ее, а научиться справляться с ее негативными проявлениями (дрожь в голосе, волнение, забывчивость, потливость) и разобраться с сопутствующими проблемами: человек может бояться сделать ошибку, быть непонятым, высмеянным, потерять свой авторитет и уважение.
Существует несколько факторов, которые активизируют страх даже у самых стойких и уверенных в себе личностей:
• Неизвестность. Новые люди, необычная обстановка лишают нас контроля над ситуацией и, как все новое, пугают на подсознательном уровне. Включается внутренний защитный механизм, который все новое приравнивает к опасности, вырабатываются гормоны стресса и адреналин
• Риск. Когда от выступления зависит дальнейшая судьба, очень трудно сохранять спокойствие даже тем, у кого есть опыт выступлений перед публикой. Это может быть защита дипломной работы или служебного проекта, конкурс или элемент собеседования
• Условия. Все может идти прекрасно ровно до того момента, пока, например, не отключится свет или микрофон, или окажется, что на экран вывели не вашу презентацию, или на улице начнут менять асфальт, заглушая ваш голос шумом трактора. Все это легко может вывести из равновесия и заставить волноваться
Как справиться со страхом:
• Переключить внимание. Постарайтесь не думать о предстоящем выступлении, тем самым только "накручивая" волнение. Переключитесь, займитесь делами, никак не связанными с предстоящим мероприятием
• Сконцентрируйтесь на плюсах вашего выступления: прокрутите в голове все преимущества, которые вы получите после того, как озвучите свою речь. Представьте, как вам аплодируют, вручают премию, награду, назначают на желанную должность. Ощущение победы и радость будут передаваться зрителям и вызывать неосознанное восхищение вашей речью
• Подготовьтесь как следует. Спланируйте, напишите и выучите свою речь, репетируйте перед близкими, если есть возможность. Снимите свою речь на видео, чтобы со стороны увидеть, где стоит добавить эмоций, а какие моменты откорректировать
• Оставьте себе право на ошибку. Страх не победить, его можно принять и отодвинуть на задний план. Реакция на ваше выступление зависит не только от того, насколько качественно вы подготовились и красиво презентовали себя. Всегда есть факторы, на которые вы не можете повлиять - вашу речь слушают люди, у которых тоже есть свое мнение, это стоит принять. Победа - это довести задуманное до логического завершения, а не струсить и бросить все на полпути из страха провалиться
Развитие коммуникабельности
У общительных людей гораздо больше опыта взаимодействия с другими людьми, поэтому им гораздо легче выступать перед большой аудиторией. Самый простой способ развить в себе навыки публичных выступлений - начать больше общаться, учиться производить впечатление на малознакомых людей, тренироваться привлекать к себе внимание собеседников.
Есть несколько основных советов по развитию коммуникабельности:
• Четко определите выгоды от общения. Какие бонусы вы получите в личной жизни, на работе, в учебе, если будете больше и продуктивнее общаться?
• Изучите специальную литературу. Например, Д. Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей", Марк Роудз "Как разговаривать с кем угодно", Иствуд Атватер "Я вас слушаю", С. Шипунов "Харизматичный оратор", Ф. Зимбардо "Как побороть застенчивость"
• Начните больше общаться с незнакомыми людьми, проявите инициативу. Вы можете оттачивать свое мастерство где угодно - в магазинах, кафе, общественном транспорте. Умение за пару минут расположить к себе собеседника - незаменимый навык коммуникации в обществе
• Улыбайтесь, проявляйте искреннюю заинтересованность в общении и доброжелательность к собеседнику. Людям нравятся те, кто проявляет к ним симпатию и внимание
• Учитесь слушать. Научно доказано, что большинство людей не вникают в смысл того, что говорит их собеседник, а всего лишь ждут своей очереди, чтобы сказать. Станьте приятным исключением: сосредоточьтесь на теме разговора, задавайте вопросы, будьте вовлечены. Если вы будете проявлять искренний интерес, людям захочется общаться с вами. А это, в свою очередь, поможет укрепить вашу уверенность в себе
• Будьте позитивны и оптимистичны. Развивайте умение превратить неловкую ситуацию в шутку. Не стоит жаловаться и обсуждать негативные новости - общение на такие темы, как правило, оставляет неприятное ощущение, которое подсознательно будет ассоциироваться с вами
• Расширяйте кругозор: больше читайте, смотрите популярные фильмы, следите за основными трендами, чтобы быть в курсе и уметь грамотно поддержать разговор на любую тему
• Практикуйте навыки общения регулярно. Это как занятия физкультурой - поначалу походы в спортзал даются с трудом, а потом входят в привычку и начинают приносить удовольствие
Красивая и грамотная речь - где ее взять?
• Пополнение словарного запаса и развитие речи - то, чем мы занимаемся весь период обучения в средней школе. Здесь нет никаких секретов: чтение литературы и ее пересказ. Вы можете рассказывать прочитанные произведения друзьям, родным или коллегам, если они готовы слушать. Или же делать аудио-, а лучше видеозаписи. Услышать или увидеть себя со стороны - лучший способ проработки всех речевых и мимических недочетов. Вы сможете увидеть лишние жесты, заметите некрасивые речевые обороты и слова-паразиты, засоряющие речь. Отсюда вытекает следующая рекомендация
• Избавляемся от слов-паразитов. Всевозможные "ээээ", "ну", "ты знаешь", "как говорится" и т.д. очень заметны слушателям. В публичной речи подобные элементы недопустимы. Записав свою речь на видео (аудио), вы сразу обратите на них внимание. Следите сами или попросите кого-то из близких делать замечания, если вы произносите лишние слова или звуки в своей речи. Контроль поможет со временем избавиться от любых вредных речевых привычек
• Дыхательная гимнастика. Не просто так весомую часть логопедических упражнений у дошкольников составляют занятия на развитие речевого дыхания. Недостаток кислорода делает речь скомканной и неразборчивой. Приходится прерываться для вдоха в самых неподходящих местах, сбивается ритм речи - следовательно, теряется все впечатление от выступления. Регулярное выполнение дыхательных упражнений благоприятно сказывается на звучании голоса, делает речь плавной и гармоничной
Постановка голоса и развитие дикции
Восприятие речи снижается на 30-50%, если оратор говорит слишком тихо и сдавленно. Но даже самый неуверенный голос можно развить и сделать его приятным для слушателя. Существует масса упражнений, которые практикуют дикторы телевидения и актеры. Выберите несколько из них на развитие дикции и артикуляции, изменение тембра голоса, произносите скороговорки. Тренируйте мышцы нижней челюсти, языка и губ ежедневно, и уже через несколько недель вы заметите результат.
Подготовка текста речи для выступления
Стандартная речь состоит из четырех частей: вступление, основная часть, кульминация и заключение.
Но есть несколько хитростей, которые сделают ваше выход интересным и привлекут внимание слушателей:
• Первая фраза - 90% успеха. Привлеките внимание чем-то интригующим, необычным, страшным или смешным, чтобы вас захотели слушать дальше
• Используйте короткие слова и простые предложения. Даже научная речь не будет скучной, если излагать свои мысли максимально понятным языком
• Если позволяет тема - превратите свою речь в историю. Истории воспринимаются гораздо лучше, легче запоминаются и привлекают внимание слушателей
• Используйте минимальное количество цитат и статистических данных. Чрезмерное их употребление перегружает речь и делает выступление скучным
• Если это уместно, разбавляйте речь шуткам
• При подведении итогов своего выступления обязательно озвучьте призыв к действию, ведь ваша речь (презентация) имела какую-то цель - не просто донести информацию, а подвести к нужному вам развитию событий. Призовите утвердить ваш проект, поддержать идею, выбрать вас - искренность и заинтересованность в обратной реакции привлекает
• Используйте наглядные материалы, если есть возможность: слайды на экране, плакаты, раздаточный материал - все, что может украсить и оживить ваше выступление
• Постарайтесь быть кратким. Даже речи талантливого оратора могут утомить. Завершите свое выступление до того, как зрители устанут от вас
Навык публичных выступлений можно и нужно развивать. Это врожденная способность человека, которой не все пользуются в полной мере. Умение рассказывать истории и убеждать слушателей дарит свободу и легкость общения, открывает новые горизонты и делает вас душой любой компании. Усилия, вложенные в оттачивание навыков ораторского мастерства, возвращаются в многократном объеме во всех сферах жизни.