Найти тему
Ликбез

Часть 8. Стратегический ответ

Что позволит нашим обществам одержать победу над этим террористическим вызовом нового рода, или как обстоят дела с объявленной Джорджем Бушем-младшим более двух лет назад войной против терроризма? Тезис, который слышится вновь и вновь: террористические группы невозможно победить посредством вмешательства военных - следует проверить в свете изложенных здесь размышлений о стратегии терроризма. При этом выясняется, что речь идет скорее о непроверенном убеждении, основанном на вере, чем о дееспособной антистратегии. В столкновении с террористической угрозой первая линия обороны - это психологическая установка населения, которую можно было бы обозначить как «героическое спокойствие и невозмутимость».

Поскольку террористические атаки нацелены прежде всего на лабильную психическую инфраструктуру современных обществ, чтобы относительно малыми средствами достичь глубокого воздействия, то значительная часть этого эффекта будет снята, если реакцией на теракты будет не истерическая возбужденность, а хладнокровная сдержанность. Тогда нельзя будет ни остановить туристические потоки, ни экономически подорвать авиакомпании, и амплитуда колебания курсов акций не будет столь внушительной. Патриотические признания в США после 11 сентября (с европейской точки зрения «ободряющие» несколько кричащим образом) служили похожей цели, но этой форме реакции не хватает стойкости, что ожидается от «героического спокойствия» в условиях долгосрочной агрессии и возможных терактов.

В отличие от первого, второй уровень обороны имеет более ярко выраженный наступательный характер; он представляет собой комбинацию полицейских мер, мер спецслужб и военных операций. Их цель -посредством преследования оказывать давление на террористические группы, ограничивая тем самым их способность к нападению, и прежде всего отнять у них первоначальную неограниченную способность контролю над временными ритмам конфликта. Так же, как и все другие организации, террористические сети располагают лишь ограниченными ресурсами, и поэтому речь идет о том, чтобы создать для них такую ситуацию, в которой они вынуждены большую часть своих ресурсов (в первую очередь самую дефицитную - внимание) использовать для самосохранения, соответственно, у них останется совсем мало сил для проведения наступательных операций. В этом случае задача военных действий - ввергнуть противную сторону в состояние стресса, чтобы таким образом вынудить ее к повышенному расходованию ресурсов или к совершению ошибок.

Конечно, не может быть и речи о том, что использование вооруженных сил нацелено на скорое военное решение, как это происходит в случае симметричных конфликтов. Военные акции в рамках борьбы с терроризмом можно сравнить скорее с теми превентивными наступательными операциями, которые призваны уменьшить вероятность совершения опустошительных походов потенциальным агрессором. При помощи таких средств терроризм не может быть окончательно побежден, как не может быть исключена возможность нападения опустошительных орд. Но его способность к нападению будет снижена, как ранее уменьшалась вероятность набегов.

Остается упомянуть еще про третий уровень обороны, который, однако, может оказаться действенным лишь в средне- и долгосрочной перспективе; к тому же степень этого воздействия нельзя предсказать в уверенностью: оно может быть очень глубоким и привести к обескровливанию структур террористических групп, а может оказаться поверхностным, маргинальным и остаться в принципе незначительным. Речь идет здесь об отделении террористических групп в узком смысле от окружения, их поддерживающего, т.е. отделение от притока новых бойцов, денег и политической легитимации.

Хотя этот уровень наиболее часто является предметом активных общественных дискуссий, но до сих пор не разработаны сколь-либо убедительные концепции, которые можно было бы операционализировать.

Этот уровень важен, но пока он произносится только как заклинание и не имеет под собой концептуального обоснования, от него мало что можно ожидать.

Часть 1. Терроризм сегодня: война становится ассиметричной

Часть 2. Мутации ведения войны

Часть 3. Террор как предварительная ступень

Часть 4. Террор как способ ведения войны

Часть 5. Опустошительная война как модель

Часть 6. Оборона против опустошительных войн

Часть 7. Стратегическая асимметрия

Часть 8. Стратегический ответ

Мюнклер Х. Терроризм сегодня // Internationale politik. 2004. №4. C. 4-16.