Найти тему
Андрей Макаров

Как из Самары делали Куйбышев

Оглавление

В прошлый раз мы осмотрели так называемый генеральский дом, что разместился на улице Чапаевской напротив площади Куйбышева.

Фото: автор
Фото: автор

А теперь давайте перенесемся в год начала строительства дома и посмотрим, какие перемены происходили тогда на будущей площади Куйбышева. Но для начала вспомним о том, что 1935 год вообще оказался для города знаковым: 25 января навеки уснул государственный муж, некогда объявивший в Самаре советскую власть, а 27 января самарцы проснулись уже в Куйбышеве. О том, что город переименован по их многочисленным просьбам, граждане с удивлением узнали из газет.

В. В. Куйбышев. 1929 г. Источник: http://oldsamara.samgtu.ru/part_1/page_8-01/html/kuibyshev/05.html
В. В. Куйбышев. 1929 г. Источник: http://oldsamara.samgtu.ru/part_1/page_8-01/html/kuibyshev/05.html

Решено было установить на главной площади памятник покойному, а саму площадь назвать его именем. С 1924 года она была Коммунальной, а ранее предсказуемо называлась Соборной, имея в своем центре знаменитый Кафедральный собор. В 1930-м году собор начали ломать и к 1935 году от него остался только котлован, который вскоре засыпали, а рядом начали рыть другой – под Дворец культуры имени Куйбышева.

Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/kuibyshev_square/
Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/kuibyshev_square/

На фото видно, что Дом радио и Дом промышленности уже возведены, а «генеральского дома» еще нет. Ну и на площади пока только остатки соборных скверов да какие-то временные постройки.

Подходящий проект Дворца культуры появился не сразу. Сначала велись переговоры со столичными архитекторами, потом проводился конкурс. На местном уровне победил проект работавшего в Самаре ленинградского архитектора Николая Давидовича Каценеленбогена, разработанный при участии самарца Николая Гавриловича Телицына.

Источник: https://drugoigorod.ru/kuibyshev_square/
Источник: https://drugoigorod.ru/kuibyshev_square/

Николай Каценеленбоген также известен как автор проекта жилого дома для работников Куйбышевского облисполкома, построенного в 1938 году (ул. Вилоновская, 2А).

Фото: автор
Фото: автор

А Николай Телицин был соавтором Леонида Волкова при проектировании ДК им. Дзержинского.

Фото: автор
Фото: автор

На высшем уровне проект Дворца культуры имени Куйбышева подвергся критике. Он был утвержден только в апреле 1936 года после ряда изменений, внесенных ленинградским архитектором Ноем Абрамовичем Троцким. А через год решили разместить во Дворце культуры профессиональный театр, что потребовало проектирования дополнительных помещений.

Еще через год принято решение часть помещений ДК предоставить Художественному музею, выделяемому из состава краеведческого. В итоге ввод здания в эксплуатацию состоялся в ноябре 1938 года. Тогда же открыли и памятник В. В. Куйбышеву работы Матвея Генриховича Манизера.

Фото отсюда: https://nashenasledie.livejournal.com/1906656.html
Фото отсюда: https://nashenasledie.livejournal.com/1906656.html

Вот странное дело – полстраны трудилось над этим зданием, а в результате получился далеко не самый выдающийся образец неоклассицизма. Причем так считают не только эксперты, но и простые граждане. В чем же дело?

Фото: автор
Фото: автор

Возможно, разгадка этого парадокса в том, что Дворец культуры имени Куйбышева (ставший потом Оперным театром) имел не столько эстетическое предназначение, сколько магическое. Да-да, не просто идеологическое и психологическое, а именно магическое. Дело в том, что ему предстояло заменить собой снесенный Кафедральный собор и перевернуть всю жизнь провинциального города.

Фасад здания просто перегружен символикой. Вот спаренные колонны у главного входа: каждая пара – это союз рабочего класса и крестьянства.

Фото: автор
Фото: автор

Всего этих пар четыре, а четверка в нумерологии означает непоколебимую устойчивость и стабильность.

Фото: автор
Фото: автор

Вверху, опять же, четыре звезды. А звезд марксизма тогда, кстати, было четыре: собственно Маркс, его соратник Энгельс, Ленин и Сталин. Возле каждой звезды по восемь знамен. Восьмерка – признак победы и успеха.

Фото: автор
Фото: автор

Посмотрите на библиофила в нише левого крыла.

Фото: автор
Фото: автор

А теперь приглядитесь к физкультурнице на правом крыле.

Фото: автор
Фото: автор

Это гармоничные люди будущего – новые Адам и Ева, которые будут жить в коммунистическом раю. Запретный плод в руке Евы трансформировался в спортивный снаряд.

И это только первое, что бросается в глаза. Символы громоздятся повсюду. Тут уж, товарищи, не до красоты!

Фото: автор
Фото: автор

Трудно оценить, насколько хорошо справились советские маги со своей задачей. Во всяком случае, это работало до января 1991 года. А потом Куйбышев снова стал Самарой.

Спасибо, что дочитали!

Читать продолжение

Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь. А что находится рядом на параллельной улице Фрунзе, можно узнать здесь.

Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).

Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного.

Ваш Андрей Макаров