Найти в Дзене
david beknazaryan

Значимые библейско-археологические находки XX века

1. Кумранские рукописи (и др. рукописи, найденные около Мертвого моря, в районе вади-Мураббаат).

Самые первые находки обнаружили местные бедуины -пастухи Мухаммед эд-Дхиб, его брат Джума Мухаммед и Халил Муса в промежутке между ноябрём 1946 и февралём 1947 года. Пастухи обнаружили 7 свитков в кувшинах в труднодоступной пещере. Затем в 1948—1952 гг. было найдено исследователями или куплено у бедуинов около 25 тыс. фрагментарных обрывков рукописей, из которых к настоящему времени восстановлены почти 1 тыс. текстов. Рукописи были найдены в 11 пещерах на разном расстоянии от развалин поселения Кумран к северо-западу от Мертвого моря. Вероятнее всего, рукописи были спрятаны во время первого антиримского восстания (66—71 гг.). Люди, спрятавшие рукописи, заворачивали их в льняную ткань и помещали в запечатываемые сосуды.

Палеографические данные, внешние свидетельства, а также радиоуглеродный анализ позволяют датировать основной массив этих манускриптов периодом от 250 года до н. э. до 68 года н. э. (период позднего Второго Храма ) и рассматривать их как остатки библиотеки Кумранской общины .

Большинство текстов — на древнееврейском, ряд — на арамейском, некоторые на греческом языке; преимущественно — на пергамене и редко — на папирусе. Замечательное исключение — бронзовый свиток.

По содержанию кумранские рукописи можно разделить на три группы: библейские тексты (около 29 % от общего количества рукописей), апокрифы и псевдоэпиграфы , а также литература кумранской общины.

Находки в Кумране подтверждают: входящие в Ветхий Завет книги действительно древние, это не позднейшая компиляция (такие мнения неоднократно звучали). Кроме того, теперь стало понятно, что масоретский вариант еврейского текста не единственный, а древнегреческий перевод семидесяти толковников (или Септуагинта, с которого сделан, например, славянский перевод), содержит подлинные чтения одного из древних вариантов.

2. Оссуарий  первосвященника Каиaфы.

-2

Оссуарий Каиафы был найден случайным образом, когда в ноябре 1990 г. во время строительства водного парка в Иерусалиме в районе «Лес мира» землекопы неожиданно проломили свод искусственной пещеры, оказавшейся погребальной камерой, запечатанной приблизительно со времени первой Иудейской войны (70 г.).

Камера была разделена перегородками на четыре части, которые вмещали в себе 6 целых и 6 расколотых, вероятно, грабителями могил, оссуария .

На узкой стороне одного из них прочли надпись «’husf br kfa», то есть на современном языке «Yehosef bar Qafa» — Иосиф, сын Каиафы.

В оссуарии археологи нашли кости шести человек: из них двух младенцев, одного ребенка возрастом от 2 до 5 лет, подростка около 13 лет, взрослой женщины и мужчины порядка 60 лет.

Вероятно, последний скелет и принадлежит первосвященнику.

После окончания исследований останки были переданы израильскому министерству по делам религий и захоронены на Масличной горе .

Традиция хранить кости после их скелетирования появилась в Иудее во времена Второго Храма , что связывают с дефицитом места в семейных склепах в связи с увеличением народонаселения.

Во время «первых» похорон тело умершего помещалось в нишу погребальной пещеры, а примерно через год, когда тело истлевало, кости складывались в короб, сделанный, как правило, из иерусалимского известняка , иногда — из глины. Иудейский оссуарий имел форму ящика прямоугольной формы, его размеры соответствовали по длине — бедренной кости покойного, по ширине — тазу, по высоте — общему объёму костей, включая череп. Для ящика-оссуария предназначалась плотная двускатная крышка, плоская и сводчатая. Оссуарий чаще всего стоял на земле, иногда имел небольшие ножки. Ранние оссуарии украшены резными узорами, на поздних встречаются религиозные символы, в частности — менора .

3.Стела из Тель-Дана.

-3

Археологический объект, найденный на севере Израиля (Тель-Дан ) в 1993 году экспедицией Авраама Бирана. Представляет собой три фрагмента некогда единой каменной (базальтовой) плиты, на которую была нанесена надпись на арамейском языке . Стела датируется IX—VIII веками до н. э. (период Северного Израильского царства ) и сообщает о победе одного из царей Арама (возможно, Азаила ) над израильтянами . Стела содержит упоминание о доме Давида . Стела из Тель-Дана — наиболее ранний внебиблейский текст с упоминанием дома царя Давида ; она рассматривается как доказательство историчности царя Давида .

В данный момент стела находится в Израильском музее в Иерусалиме.

4. Свитки-амулеты с благословениями.

-4

Два небольших серебряных свитка (2,7 x 9,7 см и 1,1 x 3,9 см), использовавшиеся как амулеты, были найдены в 1979 г. Г. Баркаем в одной из гробниц в Иерусалиме. Одна из пластин содержит текст, близкий к тексту Ааронова (священнического) благословения: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ 6: 24–26). Другая — текст, практически совпадающий с текстом Второзакония: Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Втор 7 : 9). Датируются  600 г. до Р. Х. и свидетельствуют о широком использования текстов Пяти­книжия в VII в. до Р. Х.

5.Керамический осколок из Хирбет Кейафа.

-5

В конце 2009 года на раскопках в Хирбет Кейафе в Израиле, ведущихся под руководством Й. Гарфинкеля (археолог Еврейского Университета Иерусалима), была найдена древнейшая на данный момент еврейская надпись, датируемая X веком до н.э.

Надпись сделана синими чернилами на керамическом осколке буквами протоханаанского алфавита.

Содержание текста полностью отлично от текстов языческих культур, в которых постулируются прославление богов и забота об их благе. Перевод текста на найденном осколке:

«Не делай (этого), но чти (Господа). Суди ра(ба) и вдо(ву), суди сиро(ту) (и) чужеземца. (За)щити ребенка, защити бед(ного и) вдову. Передай бедного в руки царя. Огради бед(ного и) раба, (помо)ги чужеземцу».

Практически идентичная по смыслу запись есть в  тексте из Книги пророка Исайи: Спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Ис 1 :17).

6. Надпись Пилата.

-6

В 1962 г. миланскими археологами в Кесарии Палестинской была найдена известняковая плита размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

…]S TIBERIÉVM

PON ]TIVS PILATVS

..PRAEF ]ECTVS IVDA[EA ]E..́.

Первоначально надпись «Тибериум. [По]нтий Пилат. [Преф]ект Иуд[е]и» была вырезана на плите общественного здания под названием «Тибериум», которое было построено Понтием Пилатом в честь императора Тиберия.

Повторно плита была использована при реконструкции местного театра в IV в. по Р. Х., причем была перевернута надписью вниз, благодаря чему текст хорошо сохранился. Это первое археологическое свидетельство о Пилате.

7. Дом св. ап. Петра в Капернауме.

-7

Практически случайно 1838 году американский путешественник Эдвард Робинсон обнаружил здесь фрагменты древних строений. Лишь спустя почти 60 лет католические монахи-францисканцы смогли выкупить часть территории у бедуинов и поставить вокруг ограждения, чтобы сохранить загадочные камни от вандалов. С начала ХХ века они метр за метром изучали территорию бывшего рыбацкого городка. В 1921 году археологической экспедицией под руководством отца Гауденцио Орфали здесь были обнаружены остатки византийской базилики V века.

Храм имел совершено необычный вид, он был построен в виде восьмиугольника. Подобное доселе не встречалось нигде. Церковь решили восстановить и монахи даже поставили на место несколько колонн, а частично сохранившийся мозаичный пол церкви было решено отреставрировать. Туристам и паломникам это должно было понравиться.

Весной 1968 года, в то время, когда мозаичный пол византийской базилики все-таки отправили  на реставрацию, монах-археолог отец Вирджилио Корбо решил посмотреть, что же находилось под мозаикой. Он вместе со своими собратьями начал кропотливо копать землю. Спустя несколько дней его взору предстало удивительное зрелище - фрагменты  постройки начала I века!

Обнаруженный дом явно находился на главной городской улице, проходящей с севера на юг, а между улицей и входом во внутренний двор было обширное пространство. На стенах дома были обнаружены надписи, так называемые инскрипции или граффити, с христианскими символами и молитвенными воззваниями ко Христу и Апостолу Петру, на основных языках того времени: арамейском, греческом, латинском и сирийском. Причем самые первые надписи были датированы тем же I веком нашей эры.

Зачем и кто оставлял эти надписи на древних стенах? Почему над руинами халупы спустя пару веков возвели величественную и необычную церковь? Вопросы множились, но отгадку никак не могли найти. На помощь пришел монах-библиотекарь, решивший полистать древние рукописи. В воспоминаниях испанской паломницы Эгерии, посетившей эти края в IV века он обнаружил запись, что Дом святого Апостола Петра был переделан в церковь. Об этом же писал и в 570 году паломник, известный как Антонин из Пиаченцы.

Характер находок свидетельствовал о том, что в середине I в. частный дом стал использоваться как дом для христианских собраний. Дом служил как место христианских собраний более 300 лет. В V в. на этом месте была построена византийская церковь. Все указывает на то, что это был дом св. ап. Петра.

Теперь над этим домом вновь возвышается удивительная церковь, возведенная в стиле модерн.

8.Силоамская купель.

Эскизная реконструкция купели
Эскизная реконструкция купели

Раскопки позволили точно установить место, связанное с евангельским событием исцеления Христом слепого (Ин 9 :1-11), и понять особенности библейского текста (вероятно, купель служила в качестве миквы — бассейна для ритуальных очищений).

Большой бассейн в Силоаме получал воду из так называемого тоннеля Иезекии, многометрового сооружения для снабжения города питьевой водой, построенного во время осады Иерусалима ассирийцами. Посещавшие Иерусалим паломники должны были совершить омовение в этой купели.

Осенью 2004г. бригада рабочих начала починку канализационной трубы в Старом городе. Довольно быстро были найдены две длинные ступени. На место были вызваны археологи из Управления древностями, которые начали систематические раскопки. Вскоре удалось обнаружить часть большого бассейна длиной около 68 метров. В оштукатуренных стенах были найдены монеты, которые датируются началом первого века до нашей эры.

-9

Местонахождение Силоамской купели было утеряно еще в древности. Самая древняя монетка на дне бассейна датируется концом первого века нашей эры: вероятно, после разрушения римлянами Второго храма купель перестали тщательно очищать, и ее постепенно заполнили наносы песка и глины.

9. Галилейская лодка.

-10

Лодка, которой пользовались галилейские рыбаки, внешне напоминали небольшой корабль. Она имела мачту и могла идти под парусом или благодаря усилиям четырех гребцов. У нее было плоское дно, что позволяло проходить по мелководью. Лодка была не очень устойчивой и плохо маневрировала. Технология ловли требовала, чтобы рыбак часто сам оказывался в воде, поэтому рыбаки иногда работали вовсе без одежды. Этот эпизод описан в Евангелии: “Иоанн первым узнал Господа и сказал об этом Петру. Последний опоясался одеждою, ибо был наг, бросился в море и поплыл к берегу ” (Ин. 21:7).

Изображения таких лодок сохранились лишь в описаниях римских источников и мозаичных изображениях.

В 1986 г в Галилейском море была сделана сенсационная находка. Потомственные рыбаки и начинающие археологи, братья Моше и Юваль Луфан обнаружили на берегу  Галилейского моря остатки древнего судна. Сделать открытие удалось благодаря засухе, обнажившей дно озера.

Братья сообщили о своей находке властям, которые сразу прислали группу археологов для проведения исследований.

Понимая, что остатки лодки имеют огромное историческое значение как для евреев, так и христиан, начались тайные археологические раскопки, с участием членов кибуца Гиносар, Израильского управления древностей, а также многочисленных добровольцев.

Археологам удалось вытащить лодку из ила, не повредив её, прежде чем вода поднялась снова. Это был был сложный процесс, который длился 12 дней и ночей.

После этого лодку погрузили в химическую ванну на 7 лет, прежде чем выставить её в музее Игаль Алон в кибуце Гиносар.

Конструкция лодки соответствует другим лодкам, построенным в этой части Средиземноморья в период между 100 г. до н.э. и 200 г.

Построенная в основном из кедровых досок, соединенных врезными шипами и гвоздями, лодка представляет собой судно с малой осадкой и плоским дном, что позволяло ей подходить очень близко к берегу во время рыбной ловли.

Тем не менее, лодка состоит из десяти разных пород дерева, что говорит либо о дефиците дерева, либо то, что она была сделана из отходов древесины и подвергалась многочисленным ремонтам.

Лодка была приспособлена для гребли для четырёх  гребцов, также на ней имелась мачта, позволявшая рыбакам идти под парусом.

Лодка относится к 40 г. до н.э. (плюс-минус 80 лет) на основании радиоуглеродного анализа, и к 50 г. до н.э. – 50 г. на основании анализа гончарных изделий (котелок для приготовления пищи и лампа) и гвоздей, найденных в лодке, а также типа строения корпуса.

Свидетельства повторных ремонтов указывают на то, что лодка использовалась в течение нескольких десятилетий, может быть, почти столетие.