Найти в Дзене
Секреты о всём свете

Теплоход из Чернобыля больше 10 лет стоял в Москве и все молчали. Показываю, что внутри и причём здесь "Булгария".

Что связывает катастрофа корабля "Булгарии" и авария на Чернобыльской АЭС? Читайте ниже.
Оглавление

Что связывает катастрофа корабля "Булгарии" и авария на Чернобыльской АЭС? Читайте ниже.

Начало.

1952 год. Чехословакия, город Комарно. Завод им. Габора Штайнера. По спецзаказу Советского Союза начинается строительство 36 дизель-электроходов, названных в честь 15 союзных республик и почетных граждан страны.

Один из теплоходов, построенных в Чехословакии
Один из теплоходов, построенных в Чехословакии

Пассажирские суда проекта 785 "Россия". Это двухпалубные дизель-электроходные суда для туристических и транспортных целей. В 1953 году на воду спускают "Узбекистан". Через 2 года построили "Украину", которую в 2000-е переименуют в "Булгарию".

"Узбекистан" распределили в Волжское речное пароходство с припиской к г. Горький (Нижний Новгород) для выполнения рейсов по маршруту Москва - Ростов-на-Дону. В 1961 году судно перевели в Волгоград. Там теплоход ходил по линии Волгоград - Самара.

«Узбекистан» проходит водный канал
«Узбекистан» проходит водный канал

«Узбекистан», «Таджикистан» и «Чайковский»
«Узбекистан», «Таджикистан» и «Чайковский»

Чернобыль.

В 1986 году происходит страшная авария на Чернобыльской АЭС. Вся страна мобилизуется для устранения последствий. Для решения вопроса жилья ликвидаторам аварии под Припять отправляют наши теплоходы.

Теплоход «Узбекистан»
Теплоход «Узбекистан»

В селе Страхолесье срочно углубляют дно Днепра, обустраивают причал и подводят коммуникации.

Вид сверху на «Узбекистан»
Вид сверху на «Узбекистан»

Через полгода теплоходы направляются на строительство города Славутич. Этот город построили специально для ликвидаторов, их семей и выселенных жителей Припяти.

В качестве плавучих гостиниц для ликвидаторов и строителей пришли 13 дизель-электроходов: «Азербайджан», «Белоруссия», «Грузия», «Карелия», «Киргизия», «Радянський Союз», «Россия», «Таджикистан», «Туркменистан», «Узбекистан», «Чайковский», «Т.Г. Шевченко» и «Эстония». Этот вахтовый комплекс стал называться «Белый пароход». По прибытии на Днепр корпуса судов обшили древесиной: для теплоизоляции и защиты от радиации.

Далее привожу интервью. Источник: s-t-o-l.com

Переоборудованный теплоход «Таджикистан» под Припятью
Переоборудованный теплоход «Таджикистан» под Припятью

Публикую некоторые воспоминания женщин, работавших на этих теплоходах:

Людмила Лебедева, 60 лет (официантка, прачка на «Таджикистане» с 1987-го по 1988 гг.):

– Я поехала спонтанно, вслед за подругой, когда теплоходы уже стояли в Неданчичах. Начинала официанткой. Нужно было отработать целый день, вечером вымыть ресторан, а после ужина ещё сидеть в баре часов до 11 вечера. Официанткой было работать очень трудно: бывало, что кормили за один раз до 600 человек! Поэтому позже я перешла в прачки.
Иногда по утрам, когда был очередной выброс на станции, у меня перехватывало дыхание, начинался кашель. Я там заболела ангиной. Но болеть было нельзя, ведь не было «лишнего» человека, который бы тебя заменил. Поэтому приходилось вставать и работать. Здоровье я там, конечно, подорвала.
Однажды я увидела абсолютно лысую собаку. Я очень люблю животных, поэтому на меня это произвело ужасающее впечатление.

Кухня на теплоходе. Нынешнее состояние
Кухня на теплоходе. Нынешнее состояние

Елена Калуженина, 56 лет (официантка на «Таджикистане» с 1986-го по 1988 гг.):

– Я приехала в начале сентября 1986 года от Ленского пароходства (Иркутская область). Отправляли в Чернобыль самых достойных. Вот я и поехала, так как состояла в комитете комсомола.
Однажды пошли с ребятами в лес, насобирали грибов, нажарили их потом с картошкой на корабле. Остался всего один гриб, но никто не хотел его доесть. Кто-то решил проверить его дозиметром… Зашкалило! Мы были молоды, не осознавали опасности, не видели её. Только спустя время понимаешь…

В 1989 году "Узбекистан" покинул зону отчуждения в Чернобыле. В 90-ые теплоход списали и отправили в Щурово на реке Ока для переоборудования в дом отдыха. Однако через несколько лет теплоход перегнали на Коломенскую набережную в Москву.

В 2004 году судно переименовали в "Царь Петр". Так назывался модный ресторан на открытой воде. Через год плавучий ресторан стал называться "Коломенский Штандарт". Позже судно отстаивалось в Печатниках, а затем вернулось в Щурово, на последнюю свою остановку.

Теплоход «Узбекистан» в роли плавучего ресторана
Теплоход «Узбекистан» в роли плавучего ресторана

«Булгария».

10 июля в 2011 году на Куйбышевском водохранилище произошла одна из крупнейших катастроф в новейшей истории России - затонула "Булгария". Погибло 122 человека. Теплоход был точной копией "Узбекистана", но не принимал участия в ликвидации Чернобыльской аварии.

Подъем из воды теплохода «Болгария». Источник: lenta.ru
Подъем из воды теплохода «Болгария». Источник: lenta.ru

«Болгария». Через несколько недель его распилили. Источник: gazeta.ru
«Болгария». Через несколько недель его распилили. Источник: gazeta.ru

Нынешнее время.

Вернёмся к ещё живому собрату. Я пробрался внутрь теплохода «Узбекистан», чтобы показать, что осталось внутри.

Засохшие растения на палубе
Засохшие растения на палубе

Самое интересное - это капитанский мостик.

Очень крутое кресло рулевого
Очень крутое кресло рулевого

Здесь еще остался штурвал, который до сих пор поворачивается, но не без труда.

Штурвал!
Штурвал!

Множество оборудования, которое еще не унесли.

Все работает!
Все работает!

Пройдем в люкс-номера. Мягкие раскладывающиеся кресла с гобеленом на стенах.

Очень уютные номера
Очень уютные номера
Техническая документация теплохода
Техническая документация теплохода

Уютное длинное кресло и круглые иллюминаторы.

Небольшое фойе в конце коридора теплохода
Небольшое фойе в конце коридора теплохода
Артефакты из 2000-х
Артефакты из 2000-х

Номера простых жителей теплохода.

На теплоходе недавно кто-то жил
На теплоходе недавно кто-то жил

Большой зал. Именно в таком выступали дети на " Булгарии", которая затонула в считанные секунды. Никто не успел выбраться.

Красивый зал в корме судна
Красивый зал в корме судна

Пианино "Украина" еще радует слух.

Бумажный лебедь украшает кадр
Бумажный лебедь украшает кадр

В машинном отделении темно, грязно, и, самое главное, все вырезано. Этот теплоход совсем скоро станет жертвой металлистов.

Здесь даже нашлось место мангалу
Здесь даже нашлось место мангалу

Вот такая интересная история серийных теплоходов, которые за свою полувековую историю успели отметиться в таких ужасных событиях.

_____________________________________________

Спасибо, что читаете! Подписывайтесь на канал "Секреты о всём свете" , ставьте палец вверх!👍Впереди ещё много удивительных мест и историй!