Что связывает катастрофа корабля "Булгарии" и авария на Чернобыльской АЭС? Читайте ниже.
Начало.
1952 год. Чехословакия, город Комарно. Завод им. Габора Штайнера. По спецзаказу Советского Союза начинается строительство 36 дизель-электроходов, названных в честь 15 союзных республик и почетных граждан страны.
Пассажирские суда проекта 785 "Россия". Это двухпалубные дизель-электроходные суда для туристических и транспортных целей. В 1953 году на воду спускают "Узбекистан". Через 2 года построили "Украину", которую в 2000-е переименуют в "Булгарию".
"Узбекистан" распределили в Волжское речное пароходство с припиской к г. Горький (Нижний Новгород) для выполнения рейсов по маршруту Москва - Ростов-на-Дону. В 1961 году судно перевели в Волгоград. Там теплоход ходил по линии Волгоград - Самара.
Чернобыль.
В 1986 году происходит страшная авария на Чернобыльской АЭС. Вся страна мобилизуется для устранения последствий. Для решения вопроса жилья ликвидаторам аварии под Припять отправляют наши теплоходы.
В селе Страхолесье срочно углубляют дно Днепра, обустраивают причал и подводят коммуникации.
Через полгода теплоходы направляются на строительство города Славутич. Этот город построили специально для ликвидаторов, их семей и выселенных жителей Припяти.
В качестве плавучих гостиниц для ликвидаторов и строителей пришли 13 дизель-электроходов: «Азербайджан», «Белоруссия», «Грузия», «Карелия», «Киргизия», «Радянський Союз», «Россия», «Таджикистан», «Туркменистан», «Узбекистан», «Чайковский», «Т.Г. Шевченко» и «Эстония». Этот вахтовый комплекс стал называться «Белый пароход». По прибытии на Днепр корпуса судов обшили древесиной: для теплоизоляции и защиты от радиации.
Далее привожу интервью. Источник: s-t-o-l.com
Публикую некоторые воспоминания женщин, работавших на этих теплоходах:
Людмила Лебедева, 60 лет (официантка, прачка на «Таджикистане» с 1987-го по 1988 гг.):
– Я поехала спонтанно, вслед за подругой, когда теплоходы уже стояли в Неданчичах. Начинала официанткой. Нужно было отработать целый день, вечером вымыть ресторан, а после ужина ещё сидеть в баре часов до 11 вечера. Официанткой было работать очень трудно: бывало, что кормили за один раз до 600 человек! Поэтому позже я перешла в прачки.
Иногда по утрам, когда был очередной выброс на станции, у меня перехватывало дыхание, начинался кашель. Я там заболела ангиной. Но болеть было нельзя, ведь не было «лишнего» человека, который бы тебя заменил. Поэтому приходилось вставать и работать. Здоровье я там, конечно, подорвала.
Однажды я увидела абсолютно лысую собаку. Я очень люблю животных, поэтому на меня это произвело ужасающее впечатление.
Елена Калуженина, 56 лет (официантка на «Таджикистане» с 1986-го по 1988 гг.):
– Я приехала в начале сентября 1986 года от Ленского пароходства (Иркутская область). Отправляли в Чернобыль самых достойных. Вот я и поехала, так как состояла в комитете комсомола.
Однажды пошли с ребятами в лес, насобирали грибов, нажарили их потом с картошкой на корабле. Остался всего один гриб, но никто не хотел его доесть. Кто-то решил проверить его дозиметром… Зашкалило! Мы были молоды, не осознавали опасности, не видели её. Только спустя время понимаешь…
В 1989 году "Узбекистан" покинул зону отчуждения в Чернобыле. В 90-ые теплоход списали и отправили в Щурово на реке Ока для переоборудования в дом отдыха. Однако через несколько лет теплоход перегнали на Коломенскую набережную в Москву.
В 2004 году судно переименовали в "Царь Петр". Так назывался модный ресторан на открытой воде. Через год плавучий ресторан стал называться "Коломенский Штандарт". Позже судно отстаивалось в Печатниках, а затем вернулось в Щурово, на последнюю свою остановку.
«Булгария».
10 июля в 2011 году на Куйбышевском водохранилище произошла одна из крупнейших катастроф в новейшей истории России - затонула "Булгария". Погибло 122 человека. Теплоход был точной копией "Узбекистана", но не принимал участия в ликвидации Чернобыльской аварии.
Нынешнее время.
Вернёмся к ещё живому собрату. Я пробрался внутрь теплохода «Узбекистан», чтобы показать, что осталось внутри.
Самое интересное - это капитанский мостик.
Здесь еще остался штурвал, который до сих пор поворачивается, но не без труда.
Множество оборудования, которое еще не унесли.
Пройдем в люкс-номера. Мягкие раскладывающиеся кресла с гобеленом на стенах.
Уютное длинное кресло и круглые иллюминаторы.
Номера простых жителей теплохода.
Большой зал. Именно в таком выступали дети на " Булгарии", которая затонула в считанные секунды. Никто не успел выбраться.
Пианино "Украина" еще радует слух.
В машинном отделении темно, грязно, и, самое главное, все вырезано. Этот теплоход совсем скоро станет жертвой металлистов.
Вот такая интересная история серийных теплоходов, которые за свою полувековую историю успели отметиться в таких ужасных событиях.
_____________________________________________