Четвертая жена Иоанна Грозного красавица Анна Колтовская была пострижена в монахини спустя полгода после свадьбы. Печальная, но с другой стороны – замечательная судьба одной женщины привела тихвинскую обитель к процветанию.
Полуразрушенный, но впечатляющий надвратный храм терракотового цвета Екатерины и Августы на берегу Введенского ручья первым встречает путешественников в Тихвине со стороны петербургской дороги. Так же, как мужской Успенский монастырь, он был основан по указу Иоанна Грозного в 1560 году.
Сегодня, несмотря на весьма бедственное состояние, здесь течет монашеская жизнь и идет постепенное восстановление памятника архитектуры XVII-XVIII веков исключительно на деньги жертвователей.
Недавно благотворители помогли заменить крышу большого сестринского корпуса.
«Мы намерены неустанно двигаться к тому, чтобы прихожане и паломники могли не только говорить об особой молитвенной атмосфере монастыря или сочувственно вздыхать, сокрушаясь о его бедственном состоянии, но и любоваться прекрасной архитектурой в окружении радующего глаз ландшафта, и молиться в белоснежном храме перед красивым резным иконостасом; чтобы часто сейчас звучащее слово «разруха» бесследно исчезло из лексикона экскурсантов и паломников», - говорят сестры.
В последнее время Введенский монастырь все активнее включается в программу однодневных туров в Тихвин многих турфирм Санкт-Петербурга, прежде всего, как уникальный историко-культурный объект Ленобласти.
История с постригом Анны Колтовской до сих пор покрыта тайной. Что конкретно произошло в царской семье, увы, неизвестно, скорее всего, молодая женщина стала жертвой дворцовых интриг. Ее сослали в суздальский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь, где она стала инокиней Дарией. После смерти царя Иоанна, она перебралась в Горицкий в честь Воскресения Господня женский монастырь (ныне с. Горицы близ г. Кириллова Вологодской области), а в 1604 году бывшая царица попросилась в Введенский девичий монастырь «на Тифине». Позже к ней присоединились ее племянницы - Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.
При Дарье (в начале XVII века) Введенская обитель расширила свои земли, на территории монастыря был возведен каменный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами – святителя Николая-Чудотворца и преподобного Кирилла Белозерского. Дарья полностью посвятила себя благоустройству монастыря, его духовному росту, чем снискала большое почитание.
Увы, в 1613 году Введенский монастырь оказался на пути отступления шведской армии и был разорен, уцелел лишь каменный собор. Дарья с насельницами была вынуждена некоторое время скрываться в лесах, а потом она жила с духовником и некоторыми сестрами в Устюжне.
После возвращения на тихвинское пепелище Дарья принялась за восстановление и вскоре монастырь вернул утраченное благолепие.
Первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, с уважением относившийся к царице-инокине, выделил некоторые средства на восстановление собора из казны в 1619 году. Кроме того, быстрому восстановлению монастыря в немалой степени способствовали доходы с рыбной ловли на Волхове и с вотчины под Устюжной с пахотными и прочими угодьями.
Хозяйственная деятельность монастыря была отлично налажена, и порой удивляла инженерной изобретательностью. Так, сооружая мельницу на ручье Березовике (нынешнем Введенском), инокиня Дарья подвела воду через канал из безымянного озера, находившегося в 7 верстах от монастыря и получившего потом название «Царицына».
Скончалась царица-инокиня 5 апреля 1626 г. и была погребена с левой стороны паперти Введенского собора. Позднее рядом с ней были похоронены и две ее племянницы – княжны Гагарины. В 1814 году над могилой установили красивую гробницу, которая сразу стала почитаемой. Все государи и великие князья, бывавшие у Тихвинской иконы Божией Матери, непременно заезжали и во Введенский монастырь поклониться досточтимой Дарье.
После революции новая власть официально закрыла обитель, однако монастырские храмы еще некоторое время действовали. В 1937 году последняя игуменья Введенского монастыря и другие священнослужители Тихвина были расстреляны как участники контрреволюционной группы.
В разные годы советского периода в стенах монастыря размещались: детская колония, тюрьма, лазарет, общеобразовательная, музыкальная и спортивная школы, мастерские, жилье.
Без должного ремонта, здания быстро разрушались и приходили в запустение. Только в 2000-х монастырь предоставили в пользование церкви. Сегодня делом восстановления монастыря продолжает заниматься настоятельница - матушка Павла и еще 2 монахини, одна инокиня, иногда на помощь приходят трудники. Все они мечтают скорее превратить Введенский собор, где долгие годы располагался спортивный зал и бассейн, в поистине блестящий храм обители. Монастырю давно присвоен статус памятника регионального значения, но государственной помощи, увы, нет. Работы еще непочатый край!
Как рассказали нам в паломнической службе Тихвинского монастыря, надгробие досточтимых царицы-инокини и сестер Гагариных было заново установлено, согласно имеющимся сведениям, на историческое место – в левую часть паперти Введенского собора. Правда, останки для идентификации не поднимали, ибо на это не было благословения владыки.
Узнать подробную историю Тихвинского Введенского монастыря теперь можно из брошюр, вышедших в 2020 году.
Сегодня в центре Тихвинского Введенского монастыря установлен поклонный крест и гранитная плита с перечнем имен игумений монастыря, подвизавшихся в нем с XVI по XX век. Черный гранит, скупые строки и такой долгий тернистый путь…
Чуть поодаль, на территории силами сестер организовано небольшое хозяйство – теплицы, садик, огород. Рядом с сестринским корпусом сложена по северному образцу внушительная круглая поленница – помещения отапливаются дровами.
Приход Тихвинского Введенского монастыря сейчас небольшой - в полном составе его можно увидеть во время главных праздников, примерно 50-70 человек.
Снаружи главный храм монастыря - Введенский представляет собой видавшее виды здание, утратившее три главки, но при этом, сохранившее декоративную кладку, лепнину, арочные окна, пилястры. Интерьеры примерно в таком же состоянии, зато есть иконы. Некоторые из них были самым чудесным способом спасены и возвращены в обитель, другие – пожертвованы, ну, и, конечно, по-прежнему привлекает паломников гробница царицы-инокини…
Как сегодня живет монастырь и чем заканчиваются его исследовательские работы – читайте на Ките: http://spbtourkit.ru/2021/02/24/vvedenskij-monastyr/