Найти тему

Как появился "огонёк"?

Оглавление

Привет! Сегодня начнём обсуждать такой важную часть вожатской педагогики как огонёк. Без лишних слов включаем нашу машину времени!

Итак, переносимся в начало XX века, точнее, в 1911 год – именно тогда в летних трудовых колониях С.Т. Шацкого появились «сходки» - прародители современных огоньков, пока что только в формате простого анализа дня.

В 1920 году историю становления огонька продолжили «общие собрания» в учебно-воспитательных заведениях А.С. Макаренко. Основной темой работы собрания было движение вперёд.

Само название «Огонёк» появилось позже, благодаря команде ленинградских педагогов во главе с Игорем Петровичем Ивановым.

Руководители коммуны имени Фрунзе говорили: «Огонёк – начало осмысленной жизни». Очень сильная и отражающая суть мысль. Вспомним о ней, когда будем рассматривать классификацию огоньков.

                                         С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, И.П.Иванов
С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, И.П.Иванов

А пока посмотрим, что происходило с нашим «огоньком» дальше. История продолжилась в ВДЦ «Орлёнок» в начале 60-х годов прошлого века. Тогда в «Орлёнок» приехали ребята из коммуны имени Фрунзе и привезли новую для орлят традицию. В то время между «огоньком» и «анализом дня» ещё стоял знак равенства.

Быстро стало понятно, что при ограниченном времени смены, нельзя оставлять методику коммунарского «огонька» как есть. И её модифицировали применительно к различным этапам становления временного детского коллектива.

Итак, появилось две новых формы вожатской педагогики:

Анализ дня (вечерняя рефлексия).

Длится 15-20 минут;
Проводится практически каждый день;
Помогает собрать обратную связь по дню;
То самое «Каша вкусная, вожатые добрые, комната красивая» – то, чего при грамотном проведении огонька быть не должно, здесь допускается
Почти не требует подготовки от вожатого и детей

Огонёк:

-3
Длится от часа до двух;
Проводится 3-4 раза за смену;
Формирует потребность осмысления, учит анализировать;
Воспитывает культуру общения;
Помогает разобраться в своем отношении ко многим темам;
Учит формулировать свои мысли и публично высказывать суждения;
Формирует представление об отряде, своём месте в нём, о жизненных перспективах;
Формирует ценностное отношение к предмету обсуждения;
Как важное мероприятие в жизни ВДК требует подготовки от вожатого и создания соответствующего настроя у детей;
И так далее, тут почти бесконечный список!

В следующих статьях мы подробнее поговорим о самом проведении огоньков, но прежде чем идти дальше и углубиться в традиции и советы, договоримся о нескольких правилах:

  1. Огонёк и анализ дня, как уже сказано выше – совершенно разные вещи.
  2. Забудьте слово «Свечка» . Говорят «свечки в аптеке», а горящая свеча действительно может быть важным элементом огонька .