Эта тема всплыла в ходе работы с молодым мужчиной, который не очень давно женился, съехал от мамы (к ее неудовольствию) на отдельную квартиру и попытался жить отдельной самостоятельной экономической жизнью.
Но он столкнулся с тем, что все его усилия по увеличению дохода не приводят к увеличению этого самого дохода.
Несколько лет он висит на одной и той же нижней планке дохода, который едва-едва обеспечивает его выживание. Жизнью эту жизнь назвать трудно. Не хватает на самое необходимое.
При этом есть работа со стабильной небольшой зарплатой и есть «хобби», которое обещало стать источником дохода, но стало только источником убытков.
Не будем в данной статье обсуждать все грани этого интереснейшего, с точки зрения психологии денег, процесса.
Но на одну грань, всплывшую в ходе работы, я хотел бы обратить ваше внимание, уважаемый читатель.
При исследовании базовых убеждений о деньгах, молодой человек рассказал, что до 18 лет ему практически не приходилось предпринимать личных усилий по трате денег на себя. Или на кого-то.
Этим занималась мама. А как вы догадываетесь, мама была дамой с характером авторитарным, управительница, но также с неблагополучными установками по поводу денег.
Классика жанра:
Денег нет. Когда будут – неизвестно. На всё не хватит. Деньги уходят быстрее чем приходят. Деньги надо только экономить.
С неба не упадут. И так далее и тому подобное.
Пока молодой человек перечислял все эти «чудесные» штампы «постсоветского быта», я посмотрел за окно.
Там хозяин выгуливал собаку со щенком. Собака внимательно наблюдала за резвящимся детенышем, который хватал зубами палку (добычу) и приносил матери. Когда он хотел вновь вцепиться в палку и бежать с ней дальше, собака прижимала палку лапой и малышу-щенку приходилось прикладывать серьёзные усилия, чтобы вытащить эту палку из под лапы крупной, упитанной мамаши.
Игра продолжалась достаточно долго, я чуть не отвлекся от консультирования.
И тут меня осенило!
Природа мудрее любых человеческих умопостроений.
В ней всё устроено разумно.
Чтобы натренировать хватку и зубы, чтобы принести добычу, надо дать возможность детенышу поиграть с «образом» добычи, дать ему потрудиться.
Даже домашние собаки не утратили этот мудрый инстинкт.
Что уж говорить про животных в естественной природной среде. Там игры и тренировки с добычей – важнейшая и огромная часть жизни подрастающего поколения.
Как поступаем в этой ситуации мы, люди, родители?
Мы, в большинстве случаев, решаем денежные вопросы детей САМИ, не особо привлекая самих детей к этому.
Максимум – карманные деньги на еду. «Купишь себе что-нибудь в буфете…»
Вот и возникает психический «рефлекс», установка – деньги, это способ только ПРОКОРМИТЬ себя, не более.
Далее этот рефлекс закрепляется.
Во многих семьях утерян природный способ тренировки «добычливости» у ребенка-мальчика.
Это можно сравнить с потерей молочных зубов. Молочные, временные, детские зубы выпадают, и, в норме, к 10-12 годам заменяются постоянными.
Денежные «зубы», умения, навыки тоже закладываются в детстве.
Потом они «выпадают» - пользоваться подачками и подарками взрослых в возрасте после 16-18 лет – не эффективно.
Если при этом не вырастают взрослые «денежные зубы» - навыки, умения, знания, методы, то есть риск житья впроголодь.
В прямом и в переносном смысле.
А если это выросшее (по паспорту) великовозрастное «чадо» без взрослых денежных зубов еще и женится?
То вполне возможно, что оно по привычке будет «сосать мамку» и беззубо шепелявить в учебе и на работе.
То есть денежная патология будет проявляться в той или иной форме.
Есть над чем подумать и родителям, и беззубым молодым людям.
Эти идеи в основном относятся к мальчикам, парням, мужчинам.
У девочек и девушек тоже должны быть зрелые «денежные зубы», но немного другого типа. И использовать их надо уметь по-другому.
Об этом – в следующей статье...