Как вера одного человека в теории заговора повлияла на его здравомыслие.
Все мы знаем, что теории заговора плохи: они заставляют людей делать возмутительные заявления и совершать неверные, а иногда и опасные поступки. Мы говорим, что идея - это теория заговора, когда хотим полностью обесценить ее и дискредитировать ее носителя. Конечно, существует множество теорий заговора, которые кажутся совершенно безумными: Луна - это голограмма, Земля плоская и эти вещи скрывают от нас заговорщики НАСА / НАТО / Иллюминаты / Новый мировой порядок, которые также могут быть суперрасой ящериц. прибывшие на НЛО.
Однако я хотел бы объяснить, почему я считаю, что вера в теорию заговора дает некоторые психологические преимущества. Должно быть, поскольку 50% всех американцев якобы верят в ту или иную теорию заговора. У них это работает. Играя в адвоката дьявола, я хотел бы попытаться выяснить, какие неожиданные и даже непреднамеренные выгоды приносят некоторым людям вложения в теорию заговора.
Но сначала немного обо мне и теории заговора, в которой я родился, и взаимосвязи, которую я вижу между психическим здоровьем, теориями заговора и нашей врожденной человеческой потребностью в «историях, которыми можно жить».
Мой отец страдал психическим заболеванием из-за детских травм. Как и многим представителям его поколения, ему так и не поставили правильный диагноз, но, возможно, у него было C- посттравматическое стрессовое расстройство или ПРЛ, и он всю жизнь боролся с хронической депрессией.
Он был хорошим, любящим, но уязвимым человеком, и единственное, что придавало ему сосредоточенность и силу, - это теория заговора, которой он придерживался. Его теория заключалась в том, что британское государство вступило в сговор, чтобы держать Шотландию в подчинении, чтобы эксплуатировать ее нефтяные ресурсы, и что референдум о независимости 1979 года был «назначен» для обеспечения того, чтобы Шотландия проголосовала «нет». МИ5 (он сказал, что слышит щелчок по линии); что правительство Великобритании сговорилось отстранить его от работы, и что этот заговор «подавление шотландцев» восходит к Хайлендским клиренсам (1750-1860).
Возможно, мы могли сказать, что эта теория заговора была симптомом его проблем с психическим здоровьем. Фобии преследования распространены среди людей, переживших детские травмы. Но вот где, я бы сказал, его теория заговора принесла пользу.
Это дало ему повествование на всю жизнь.
Возможно, одна из самых больших проблем, с которыми мы сталкиваемся в современном секулярном мире, - это ориентироваться на «жизненные повествования» или «причины жить». Люди с депрессией очень часто жалуются, что «ни для чего нет причин». Я сам пережил много периодов депрессии, поэтому не могу сказать, что наступает раньше: клиническая депрессия или ощущение, что вы «потеряли сюжет».
Логотерапевты, такие как Виктор Франкл, а также экзистенциальные терапевты подчеркивают важность поиска и сохранения жизненного повествования для хорошего психического здоровья. Как сказал Франкл, перефразируя Ницше: «Тот, у кого есть« почему », может пережить любое« как »».
В конце концов, жизнь в современном обществе потребления фрагментирована, и наши обязательства становятся все более краткосрочными. Нам все больше не хватает «почему». Мы потеряли работу на всю жизнь, отношения на всю жизнь и даже идентичность на всю жизнь, и раньше это были нарративы, которые укореняли нас, давали нам долгосрочные цели и гарантировали определенные установленные результаты для нас.
Сегодня многие испытывают мучительное чувство «аномии», диагностированное Дюркгеймом, ощущение того, что мы оторваны от корней без каких-либо моральных указаний или стандартов, которым нужно следовать. Ощущение также, что мы винтики в колесе, одноразовые тела. То, что мы делаем в жизни, на самом деле не имеет значения. Мы отчуждены друг от друга и от осмысленных жизненных целей. Многие из нас спотыкаются от одной краткосрочной цели к другой, не имея представления о более масштабном жизненном повествовании, и мы сдерживаем чувство бессмысленности с помощью краткосрочных решений. Это состояние «жидкой современности» был хорошо диагностирован Зигмунтом Бауманом , и я считаю, что это чувство «жить без сюжета» - одна из причин роста депрессии в современном мире. , особенно среди молодежи.
Глядя на своего отца, я вижу, что он заменил объяснение Вселенной своей искренне христианской матери своей собственной теорией заговора суррогата. После потери христианской веры он пережил нервный срыв, и его новая вера позволила ему соответственно ставить жизненные цели. Он и его товарищи по борьбе с заговором будут работать над свержением британского правления в Шотландии.
Его теория заговора также дала ему мировоззрение, в котором все происходящее в мире было связано с основным повествованием. Все было доказательством. Это могло включать документы, которые, по его убеждению, были посланы, чтобы свести его с ума, или рост цен на нефть. Он, конечно, был захвачен предвзятостью подтверждения , фальсификацией и круговыми рассуждениями. , используя все «доказательства» для подтверждения своей теории заговора, но это придало ему энергии. Многие из нас сегодня ошеломлены новостями и цифровыми СМИ, сбиты с толку, и это приводит к чувству бессилия. Не так с моим отцом: все новости подтверждали его теорию заговора. Линии электропередач были отключены, рыбаки остались без работы - все это было частью заговора злого британского государства. Он любил кричать на телевизор: «Я же сказал тебе! Смотри!»
Товарищество было еще одним преимуществом, которое мой отец получил от своей теории заговора. У него была группа единомышленников, которые разделяли его убеждения, и их дружба была глубокой. Конечно, они были козлами отпущения и создали соломенного человечка, и они ходили, полагая, что они единственные, кто мог видеть истину; другие люди были «слепыми» или «овцами». «Не позволяй ублюдкам перемалывать тебя», - всегда говорил он мне, полагая, что мы были частью подкласса повстанцев. Так что это дало ему чувство идентичности и даже гордости.
Просто подведем итоги: вера в теорию заговора дала моему отцу личность, жизненную цель, единственный способ интерпретировать запутанные события и глубокое чувство товарищества.
Но была и темная сторона его растущей зависимости от теории заговора.
После многих лет жизни в рамках этого повествования о всемогущем британском государстве он почувствовал себя побежденным. Он подорвал собственное чувство свободы воли. Ибо если миром управляет тайная клика, будь то иллюминаты, британское государство, Новый мировой порядок или сеть теневых банкиров, то в конечном итоге вы ничего не сможете сделать. Чем сильнее вы сделаете их в своей фантазии, тем меньше у вас будет сил в повседневной жизни.
«Теория всего» в конечном итоге подрывает все ваши действия.
Мой отец до конца жизни чувствовал себя полностью разбитым, и невозможно сказать, действительно ли теория заговора, которая поначалу наделяла его полномочиями, в конечном итоге лишила его свободы воли, или это просто психическое заболевание, от которого он сбежал. в его убеждения в заговоре, которые наконец нашли его.
В любом случае, я сочувствую людям, вовлеченным в теории заговора. Необходимость иметь единую систему убеждений, которая объясняет все в мире, противопоставляет силы добра злу и дает нам значимую роль, очень сильна в нас. И так многие из нас, кто высмеивает сторонников теорий заговора, не понимают, что эти «психи» на самом деле просто люди, которым нужно во что-то верить. Неужели мы такие разные? Какая наша вера дает нам чувство гордости, принадлежности и цели, которая помещает каждый сбивающий с толку фрагмент существования в ясную историю? Или мы просто решили попробовать жить без этих вещей?
ПРИМЕЧАНИЕ: После смерти моего отца мы узнали через друга в правительстве, что мой отец был прав в одном аспекте своей теории заговора. Они подтвердили, что он был «интересным человеком» в 1980-х годах, что его телефон действительно прослушивался и что его звонки записывались и расшифровывались на протяжении многих лет.