Он стоял у истоков советского кинематографа и проделал сложный путь от немого кино до новогодних семейных комедий, которые так искренне радовали и продолжают радовать миллионы телезрителей до сих пор.
Сегодня вспоминаем о творчестве легендарного советского актёра, режиссёра театра и кино, Герое Социалистического Труда, Народном артисте СССР Игоре Ильинском.
Талант Ильинского сложно переоценить, а его вклад в развитие комедийного жанра неоспоримо огромный. Но через какие жизненные трудности пришлось пройти артисту, чтобы добиться успеха в профессии и всеобщего признания, об этом мало кто знает.
Игорь Владимирович Ильинский родился 11 (24) июля 1901 года в Москве (по паспорту), а по факту - в деревне Пирогово (сейчас Мытищи), Московской губернии, Российской империи. Его мать, Евгения Петровна, была курьером при театральной конторе, а отец, Владимир Капитонович, работал зубным врачем и в свободное время играл в любительском театре.
Поэтому немудрено, что увидев отца на сцене, Игорь Владимирович с раннего детства начал мечтать о театре. Хотя его родители считали, что актёрская карьера - это несерьёзное увлечение, которое возможно только в качестве хобби. Но Ильинский следовал за своей мечтой и после окончания гимназии поступил в студию сценического искусства Федора Комиссаржевского.
Окончив Школу-студию Игорь Владимирович начал активно играть в оперетте, выступать на эстраде и даже в цирке, параллельно обучаясь у знаменитого Всеволода Мейерхольда. Но едва молодой актёр успел заявить о себе на сцене театра, как на него обратили внимание представители советской кинокомпании и акционерного общества "Межрабпом-Русь".
У советских деятелей культуры были грандиозные планы - они мечтали запустить производство художественных фильмов и продемонстрировать миру достижения отечественных кинематографистов.
И 25 сентября 1924 года в СССР в широкий прокат вышел первый немой художественный фильм Якова Протазанова “Аэлита" по одноимённому произведению Алексея Толстого, где Игорь Ильинский дебютировал в роли сыщика Кравцова. Так произошло рождение новой звезды советского кинематографа.
Из-за громкого успеха в кино у Ильинского испортились отношения с Мейерхольдом, и после выхода картины учитель написал статью, в которой раскритиковал своего ученика, упрекая его в плоском юморе и фальшивой игре. После чего Игорь Владимирович решил уйти из театра и сосредоточиться только на кино, которое по-прежнему предлагало интересную перспективу и моментальную известность.
В дальнейшем Ильинский снялся в двух знаменитых фильмах режиссёра Якова Протазанова, это "Закройщик из Торжка" (1925), где Игорь Владимирович исполнил главную роль портного Пети Петелькина и "Процесс о трех миллионах" (1926), Ильинский сыграл мелкого вора по имени Тапиока. Эти картины собрали хорошую “кассу”, после чего Игорь Ильинский закрепил успех, снявшись в трёхсерийном боевике "Мисс Менд". Все эти художественные фильмы были выпущены кинокомпанией “Межрабпом - Русь”.
Постепенно "Межрабпомфильм" становился неповоротливой государственной организацией, поставляя словно на конвейере низкосортные фильмы от случайных режиссёров. В результате фильмография Ильинского стала пополняться такими проходными картинами, как: "Чашка чая” (1927), “Кукла с миллионами" (1928) и т.д.
И вскоре репортёры из штатных газетёнок начали критиковать его за роли в неудачных фильмах. Ильинский осознавал, что он погряз в штампах и самоповторах, и переживал не самый лучший период в своей жизни. По воспоминаниям второй жены Игоря Ильинского, Татьяны Еремеевой:
"Когда по телевизору показывали его старые немые фильмы, то Игорю Владимировичу было стыдно их смотреть. Через минуту он просил: "Выключи этот балаган". А ведь эти картины принесли ему славу...”
Для многих звёзд немого кино появление звука в кинематографе стало настоящей трагедией. Актёры не смогли освоить новый стиль игры, к тому же их голоса оказались не самыми приятными. Но подобная проблема обошла стороной Игоря Ильинского, потому что в звуковом кино он был также органичен, как и в немом.
В 1938 году в жизни Игоря Ильинского произошло два знаменательных события. Во-первых - актёра пригласили в Малый театр, и во-вторых - режиссёр Григорий Александров предложил Игорю Владимировичу роль бюрократа Бывалова в своей новой музыкальной комедии “Волга-Волга”. После выхода картины на экраны страны, на Ильинского обрушился шквал негативных рецензий от разгневанных критиков. При этом комедия “Волга-Волга” имела невероятный успех и в этоге стала классикой советского кинематографа.
Актёр так расстроился, что не пошёл на премьеру фильма. Он объяснил это тем, что Бывалов никому неинтересен, к тому же все будут хвалить Любовь Орлову и приобретать коробки конфет с её портретом. После картины “Волга-Волга” Игорь Ильинский не снимался в кино почти 18 лет, если не считать двух короткометражных фильмов и трёх коротких эпизодов.
Спустя долгие годы актёру наконец-то улыбнулась удача. Молодой кинорежиссёр Эльдар Рязанов в 1955 году пригласил Ильинского в свою дебютную картину “Карнавльная ночь” на роль товарища Огурцова. Фильм вышел в конце 1956 года и имел грандиозный успех и его по праву называют одним из кинематографических символов начавшейся оттепели. Игорь Ильинский для успеха “Карнавальной ночи” приложил много сил, став одной из ключевых фигур в знаменитой новогодней комедии.
Эльдар Рязанов рассказывал, что работать с Ильинском было одно удовольствие. Во время съёмок у них не было ни одного конфликта, потому что актёр и режиссёр всегда находили общий язык. Рязанов и дальше хотел снимать Ильинского, например, в фильме “Человек ниоткуда” (1961). К сожалению, это сотрудничество не состоялось, но зато через шесть лет Рязанов и Ильинский встретились на фильме “Гусарская баллада”, где актёр блестяще сыграл фельдмаршала Кутузова.
На волне успеха Игорь Ильинский вернулся в большое кино и в 1969 году даже снялся в образе товарища Огурцова в комедии “Старый знакомый”. В этой картине встретились персонажи из “Карнавальной ночи” - секретарша Тося в исполнении Тамары Носовой и знаменитый лектор Некадилов в исполнении Сергея Филиппова (“Есть ли жизнь на Марсе?”).
К сожалению, второй “Карнавальной ночи” не получилось, хотя комедия и пользовалась некоторым успехом у зрителей. Затем фильм в 1970-е годы положили “на полку”, посчитав его коммерческим провалом. И только с 1997 года картину “Старый знакомый” стали показывать по российским телеканалам и таким образом эксцентричная комедия получила второе рождение.
1 января 1972 года по Центральному телевидению показали кинофильм “Эти разные, разные, разные лица”, в котором Игорь Ильинский сыграл все 24 роли. В основе постановки лежали рассказы Антона Чехова. К сожалению, картина не имела зрительского успеха, хотя Ильинский во всех своих образах был абсолютно безупречен.
Игорь Ильинский ушёл из жизни под Старый Новый год, 13 января 1987-го, когда по всем телеприёмникам традиционно показывали “Карнавальную ночь”. И это был достойный финал великого советского актёра, режиссёра театра и кино, и мастера художественного слова.