На Тайной Вечере Иисус преломляет хлеб и подает. Наливает вино и подает. Мало сказать, что Иисус отдает Себя. Он подается нам в виде преломленного хлеба и разлитого вина; Он дает нам в пищу распятую плоть и пролитую кровь. Агнец Божий приносится в жертву за жизнь и спасение мира.
Только когда Учитель преломил хлеб, открылись глаза учеников в Эммаусе, и они узнали Иисуса. Присутствие его и преломление хлеба неразделимы. Евангелие не уточняет того, чем было это преломление хлеба в Эммаусе. Явилось ли оно возобновлением таинства Последней Вечери или просто жестом благодарения? Но чем бы он ни был – этот преломленный хлеб – таинством Тела и Крови Христовой или пищей для голодных, или дружеским участием в трапезе, знаменующей просто встречу друзей – этот хлеб был знаком, по которому ученики узнали Иисуса. Знаком глубоким и сложным, не поддающимся определениям. В преломлении хлеба, совершаемом в духе Христа, нам дается знать и о Его присутствии.
Иисус – хлеб живой, сошедший с небес. Евангелие также называет Его «хлебом жизни». «Хлеб жизни» значит больше, чем «хлеб живой». Говорить о хлебе живом – значит говорить о том, что жизнь – это свойство, неотделимое в нашем представлении от хлеба. Говорить о хлебе жизни – значит утверждать, что это свойство передается. Хлеб жизни – это пища, которая дарует жизнь, которая порождает ее.
О самых глубоких, самых сокровенных истинах веры Иисус, по свидетельству Четвертого Евангелия, «беседует» после Тайной Вечери. После того, как я соединился с жизнью, отданной за людей, для меня настает час, когда я могу услышать некоторые слова, которые до сего времени не были сказаны. Ныне Иисус будет говорить о Себе Самом.
Иисус очами простой веры