Найти тему
Kollett

Поговорим о "Шоколаде"

Оглавление

Это моя первая статья на этой платформе. Возможно первый блин комом, но это мы еще посмотрим.

В этой статье, речь пойдет о книге Джоанн Харрис "Шоколад" и немножечко об одноименном фильме режиссера Лассе Халльстрёма.

Я стремлюсь выразить свое мнение о прочтенном и увиденном, поэтому в тексте будут спойлеры и мое индивидуальное мнение. Не имею цели никого обидеть=)

Конфетки ^_^
Конфетки ^_^

Фильм я увидела задолго до того, как начала читать в неимоверных количествах и как случайно наткнулась на эту книгу в электронной библиотеке Литрес.

Сначала поговорим о книжном шоколадном мире Джоан Харрис.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

_____________________________________________________________________________________

Книга - интересная ровно настолько, насколько может быть интересна художественное мелодраматическое произведение.

Она совсем женская. Прям вот "для девочек", но это не значит, что она не интересна, или глупа.

Обложка электронной книги, которую читала я
Обложка электронной книги, которую читала я

История начинается с того, что Вианн и ее дочь Анук под покровом карнавала приезжают в городок на севере Франции и тут же поражают всех жителей этого города, кстати сказать устоявшихся консерваторов, своей свободной жизнью, отсутствием стыда и комплексов, желанием жить как хочется им самим, ну и конечно же своими яркими одеяниями.
Сначала все только удивлены и слегка осуждающе смотрят на девочек, но позже, когда Вианн открывает свою шоколадницу "Небесный миндаль", горожане словно все разом объявили ей бойкот.
Конечно, сладости это грех, да еще и перед самим пасхальным постом! Что за наглость?

Правда, дамы нет-нет, да и заходят в гости, дабы отведать кружечку горячего шоколада и насладиться орешками с той же сладостью. Ведь дамы очень слабые существа, им просто жизненно необходимо иногда съедать хотя бы кусочек шоколада, ведь он способствует естественному сиянию кожи и образованию гормонов счастья в организме.
Особенно предприятие молодой и красивой Вианн, да еще и с дочерью без отца, претит молодому священнику Франсису Рейно.
Помимо того, что ее шоколадница своей витриной манит его к себе находясь буквально напротив пасторского прихода, так еще и веет от нее каким-то колдовством.
Нам, кстати, об этом позже станет ясно исходя из того, что сама Вианн называет свою помощь горожанам как "бытовая магия". Она может гадать и немного предсказывать будущее, а готовя свои лакомства делать так, чтоб одна конфетка возбуждала любовь, вторая нагоняла радость на человека ее съевшего, а третья дарила умиротворение.

Так вот, Рейно решил объявить войну Вианн.
Тут все понятно. Он пастор, его не прикалывает, что приходится людей к себе на службу загонять палками причем отгоняя их от витрин шоколадницы. Плюс ко всему Вианн своей бытовой магией портит его послушников. То заставляет уйти от мужа, который бьет за просто так, то заставляет мальчика больше общаться с бабушкой против воли его матери ярой католички и так далее и тому подобное.
Дальше становится ясной одна немаловажная деталь. Жена бросила Рейно, и уже достаточно давно, но вот он не может признаться ни себе ни кому-то другому что это действительно произошло, и продолжает утверждать, что она просто уехала отдыхать. Так-то оно так, жена действительно уехала отдыхать вот только с другим мужчиной.
Параллельно мы замечаем как помощница Рейно подбивает к нему клинья, но он упертый баран, который не замечает женщину рядом с собой. Что, кстати, тоже не очень-то меня удивляет. Совершенно нормальное поведение совершенно нормального мужчины. Средне-статистического.

Развязка сюжета закручивается только когда в город по реке прибывают цыгане, которых все жители как отчаянно боялись. Мол они грязные свиньи, которые не достойны человеческого отношения к ним.
И вот цыгане в городе. Атас!
Все в панике начинают запирать двери, гонят ребят откуда только могут, даже элементарно не продают им еду или воду. Это уже конечно совсем крайность, которая меня очень сильно разозлила. Не люблю когда нормальных людей обижают. Особенно если этот нормальный человек сам Джонни Депп (а я себе только так и представляла цыгана Ру из-за фильма). Вы вообще видели, чтобы хоть одна дама в здравом уме выгнала такого мужчину? Вот и я не видела.
Итак, Вианн оказывается единственной кто с радушием принимает цыгана Ру. Он очень благодарен за такое отношение к себе и всячески помогает ей в части ремонта лавки и прочего. Они частенько видятся и Вианн по-тихому влюбляется в прекрасного Джонни Деппа… ой, Ру.

Пока суть да дело, Рейно чинит всяческие преграды для работы Вианн и пытается на своих службах внушить горожанам ненависть к Вианн, ее дочери Анук и ее лавке. И люди верят ему, слушаются и запрещают своим детям общаться с Анук, приходить в лавку, и сами не приходят, не покупают…

А тут еще и Жозефина Мускат (горожанка Ланскне-су-Танн) пришла и откровенно стырила пакетик конфеток. Вианн это заметила, но совершенно спокойно вручила ей в подарок еще один пакетик "на пробу". Жозефина, жена владельца кабака Поль-Мари Мускат, страдает от своего мужа, который постоянно ее избивает и унижает, пьет и всячески портит ее жизнь. Она из себя представляет измученную жизнью весьма привлекательную женщину, которая шугается от каждого шороха и не любит себя.Вианн почти сразу замечает жизненные отметины на Жозефине и всячески пытается приблизиться к ней и завоевать доверие. Женщина не привыкшая к ласке и доброте очень быстро тает под неусыпной заботой и мало по малу выпрямляется в полный рост.

Она бросает своего муженька и сбегает жить к Вианн. Анук с матерью совсем не против такого соседства и Жозефина всячески пытается помочь в повседневных заботах шоколадницы, так как она считает себя нахлебником.

Три женщины прекрасно справляются с бизнесом и своей жизнью.

Много всякого еще происходит с жителями городка и семьей Роше, но самая жесть приходится на празднование дня рождения старушки, которая сдает помещение под шоколадницу Вианн. Праздник плавно перетекает на лодку Ру и остальных цыган, где все вместе люди празднуют свое счастье, свою жизнь. Просто отдыхают и вроде как наконец примиряются. Бабушка в этот вечер умирает, полностью умиротворенная и счастливая. А лодку Ру кто-то поджигает, как мы позже узнаем Поль-Мари, и всей толпой люди помогают тушить пожар. Лодка сожжена, цыгане уплыли, как бы сильно Вианн не просила Ру остаться. И вот становится явным что именно Поль-Мари оказался тем самым поджигателем. Весь город вместе с Рейно активно его гнобит, он пьет, запирается и все такое…
Рейно продолжает оппозицию Вианн, но его влияние на людей угасает как свеча, которая почти догорела. Окончательно выводит его из себя последний день поста, канун священной Пасхи. Все мы в курсе, какие вкусности принято готовить в этот светлый праздник, чего стоят одни только шоколадные яйца. По просьбе дочери, Вианн делает из шоколада саму богиню Пасхи Эстер (Остара) вместе с детьми из школы, множество украшений, больших и маленьких яичек, гнезд, птичек и других зверушек. Всю эту красоту выставляют на витрину к празднику. И именно эту витрину и суждено разрушить Рейно. Он настолько обезумел от отсутствия в своей жизни хоть чего-то, что бы приносило ему счастье, что с жадностью набрасывается на все сладости, которые видит перед собой и естественно разрушает всю красоту, которую соорудили Вианн и дети. На утро весь город лицезреет измазанного в шоколаде священника уснувшего в витрине шоколадной лавки.

Конечно это поражение. Причем абсолютное.

История заканчивается новой главой в жизни каждого человека, каждого героя этой книги. Новая не значит счастливая, но как знать. Пастор наконец признался себе, что ему одиноко и тоскливо, Вианн и Анук решили остаться и проститься с Пантуфлем, Жозефина обрела себя и свободу. Очень воодушевляет. Посмотрим, что будет в следующих книгах. Джоанн Харрис после "Шоколада" написала еще 2 романа в качестве продолжения, так что они на очереди.

Что же касается фильма:
___________________________________________________________________

Считаю Жюльет Бинош идеальной актрисой на рол Вианн, потому что ее шарм и красота влюбляют в себя с первого взгляда.
Ну разве она не прекрасна? (Кадр из фильма "Шоколад", 2000 год)
Ну разве она не прекрасна? (Кадр из фильма "Шоколад", 2000 год)

Очень интересный момент с разъяснением и описанием персонажа матери Вианн. В фильме подобных описаний или образов не было, что очень мешало разгадать саму Вианн. Посмотрев фильм не особо понимаешь, почему она все время бежит из города в город и не хочет остановиться и найти себе пристанище. Не понимает, что дочери Анук тяжело жить в дороге, хочется завести настоящих друзей, а не довольствоваться вымышленным кроликом Пантуфлем. А вот в книге эта проблема была объяснена тем, что мать Вианн постоянно следовала за ветром и из города в город ее самым большим страхом являлся страх потери дочери. Она держалась за нее, как за спасительную соломинку.

Сама же Вианн не может перестроиться на другой манер жизни и со своей дочерью ведет себя так же как и ее мать с ней. Что конечно же приводит к протесту со стороны Анук. И это совершенно естественно, ведь девочка хочет обзавестись друзьями и постоянным домом.
_________________________________________________________________________________________

Мое мнение - фильм упустил все мелочи и среди них были очень важные. Он скорее легкий мелодраматический очерк самой книги, потому что от книги там только ключевые точки сюжета.