Найти в Дзене

О художнике, который не мог изображать зло

Бывает очень интересно найти в общеизвестном нечто такое, что позволяет посмотреть на картину, какое-либо явление или художника по-новому. Особенно, когда речь идёт о довольно знакомых именах. Кажется, ну что уж там может быть нового? Всё известно вдоль и поперёк. Однако, не торопитесь. Большие выставки, которыми нас в последнее время радует Третьяковская галерея, собирая великих русских художников, гордость нашей художественной школы, имеют одну очень правильную, на мой взгляд, тенденцию. Работы часто развешиваются по тематике. И это здорово. Получается, что автор толкует и трактует сам себя.

Казалось бы, что можно найти нового у такого известного художника как Иван Николаевич Крамской (1837-1887)? Тем более, когда мы говорим о таком известном произведении как «Христос в пустыне».

Иван Николаевич Крамской. Христос в пустыне. 1872. Государственная Третьяковская галерея
Иван Николаевич Крамской. Христос в пустыне. 1872. Государственная Третьяковская галерея

Про картину столько всего написано, что я даже не рискну (по крайней мере, сегодня) что-то добавлять. Пусть добавляет сам Крамской. Вот, что написал он после выдающегося успеха «Христа в пустыне» на 2-й Передвижной выставке в 1872 году*: «Пока мы не всерьёз болтаем о добре, о честности, мы со всеми в ладу, попробуйте серьёзно проводить христианские идеи в жизнь, посмотрите, какой поднимется хохот кругом».

* Достаточно сказать, что Совет Академии художеств предложил Крамскому звание профессора, а ведь ещё совсем недавно, в 1863, Иван Крамской возглавил знаменитый «бунт четырнадцати» - первое и, наверное, главное потрясение в истории Академии. От звания профессора художник отказался.

Какой поднимется хохот кругом…Уже в 1872 Иван Николаевич задумал продолжение картины, «второй том», как он сам говорил. Вот он

Иван Николаевич Крамской. Хохот (Радуйся, царю иудейский). 1870е. Государственный Русский музей
Иван Николаевич Крамской. Хохот (Радуйся, царю иудейский). 1870е. Государственный Русский музей

Именно эта картина должна была стать продолжением «Христа в пустыне» по замыслу Крамского. Собственно, этот факт не столь известен, но также не представляет особого секрета. О нём писали, и неоднократно.

Но вы видите, что вторая картина так и осталась неоконченной. А вот дальше начинаются загадки. Почему Крамской так и не дописал одну из главных работ в своей жизни? Ведь, несмотря на раннюю смерть (художник умер незадолго до своего 50-летия), между возникновением замысла и трагической кончиной прошло 14 с небольшим лет. Да, полотно очень большое по размерам: 3,7 метра в высоту, 5 метров в ширину (долго подбирали мастерскую под такой размер), да, множество фигур. Следует также отметить, что Иван Крамской тянул одновременно две очень тяжёлые ноши – большую семью, ради содержания которой приходилось брать очень много заказов, и роль лидера среди тех, кто взбунтовался против порядков Академии. Сначала - «Петербургская артель художников» (1863-1871), затем, с 1870 - Товарищество передвижных художественных выставок. Сам Крамской именно занятостью объяснял то, что работа над «вторым томом» о Христе никак не движется. Однако, сам Крамской как-то признался, что «охладел» к картине. Факты и воспоминания позволяют сказать, что примерно в 1882, то есть за 5 лет до смерти, он перестал над ней работать.

И вот тут я думаю сыграло роль одно удивительное обстоятельство, которое мы обычно упускаем из виду, когда говорим о художнике Крамском. То самое нечто новое, которое позволяет взглянуть на всё по-другому. Сложно считать это открытием. Всё вроде бы лежит на поверхности. Я пересмотрел большинство известных работ художника и пришёл к такому выводу – он просто не умел изображать зло. Жизнь в разных её проявлениях, в том числе в тяжёлом и в трагическом – да, а вот зло – нет. Помимо «Хохота» есть только одна картина, где присутствуют персонажи (точнее персонаж), который может быть однозначно сопоставлен со злом. Это малоизвестная «Иродиада». И то сказать, её образ вышел очень схематичным. Лица почти не видно. Я думаю, что при написании продолжения «Христа в пустыне», Крамской столкнулся с трудностью, с невозможностью изобразить такое количество людей, откровенно стоящих на стороне зла. Весь этот хохот, злорадство, усмешки. Всё это просто не выходило у художника. Он не мог изображать зло и другие его картины явно подтверждают такой вывод. Я думаю, что именно поэтому работа над «Хохотом» так и осталась не оконченной.