Сложившаяся ситуация в мировой экономике, вирусные ограничения и тенденции в обществе привели к тому, что российский рынок онлайн-торговли превысил отметку в 3 триллиона рублей, доля интернет-торговли продовольственными товарами выросла на три процентных пункта и достигла девяти процентов.
В ближайшее несколько лет доля онлайн-торговли в России может приблизится к наиболее продвинутым в этом плане Великобритании, Германии, США, где этот показатель составляет около 15 процентов, в Китае — около 30 процентов.
Большие перемены произошли на рынке продовольственных товаров. Сейчас наметился тренд роста спроса на российские продукты за рубежом. из розницы потребители перешли к онлайн-заказам.
Крупные и средние сельхозпредприятия на данный момент сумели настолько насытить рынки продовольствия относительно дешёвыми продуктами питания, что мы сумели достичь абсолютного рекорда по потреблению мяса в России. По предварительной оценке, в 2020 году потребление составило около 77 килограмм в расчёте на одного человека. Столько мяса россияне не потребляли никогда — ни в Российской Федерации, ни в РСФСР, ни до революции.
Сегодняшний потребитель всё чаще делает выбор в пользу простых, вкусных, насыщенных необходимыми аминокислотами и жирами продуктов, не массового производства. Сейчас любой россиянин с экрана компьютера или телефона может заказать фермерские продукты с доставкой на дом.
Центр отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка прогнозирует что это даст дополнительный толчок к развитию малого хозяйства. По данным Росстата, в 2020 году оборот розничной торговли упал на 4,1 процента, оборот рынка общепита — потерял пятую часть прибыли.
Фактором развития рынка интернет-торговли продовольственными товарами станет рост доли фермерской продукции в общем объёме производства сельхозтоваров в России, — говорит руководитель Центра отраслевой экспертизы Андрей Дальнов.
За десять последних лет производство фермерской продукции в России выросло в пять раз и достигло 873,4 миллиардов рублей. Доля фермеров в общем объёме производства увеличилась в два раза. Сейчас она составляет 14 процентов. По прогнозу ЦОЭ, доля фермерских хозяйств в АПК в следующие пять лет вырастет до 18–20 процентов. Приход большего количества фермеров на рынок важен для расширения ассортимента продукции и поддержания устойчивости всей отрасли
Потребитель больше обращает внимания на качество, вкус, экологичность и географическую близость производства продукта, что открывает возможности наращивания производства фермерскими хозяйствами. Развитие онлайн-торговли позволяет фермерам существенно сократить сбытовую цепочку от производителя до конечного потребителя, выведя из неё значительную часть розничного звена, — комментирует Андрей Дальнов.
Многие мелкие производители сами налаживают торговлю в интернете. Россельхозбанк тоже работает над платформой "Своё Родное", которая объединяет более 4 тысяч фермерских хозяйств, содержит информацию о 10 тысячах товаров из более чем 70 регионов страны.
Мода на органическую продукцию делает перспективы таких продаж действительно впечатляющими.