Известно выражение «Иван, не помнящий родства». Так обидно говорят о человеке, который ничего не знает о своих предках, причем порой даже самых ближайших. С другой стороны, тут нередко виноваты и сами предки, поскольку не оставили какой–либо конкретной информации ни о себе, ни о своих родных и близких.
Несколько слов о себе
Когда ровно 5 лет назад я приехал в Москву, то безуспешно пытался найти родственников своей матери Людмилы Селютиной, которая родом как раз из Первопрестольной. В свое время её отец, мой московский дедушка, участник Великой Отечественной войны Сергей Иванович Селютин, приехал работать в Ригу.
Помню, дедушка рассказывал мне о том, что Селютины — это старинный московский дворянский род. Якобы были даже графья с такой фамилией. Жаль, что я ничего четко так и не записал...
В адресной книге российской столицы оказалось превеликое множество Селютиных. Как же мне найти своих московских родственников? Увы, и мама, и дедушка давным–давно уже умерли.
А после развала СССР все связи как–то оборвались. Возможно, в их восстановлении как раз поможет онлайн–клуб мемуаристики «Линия жизни», который открыл Главархив Москвы.
Родственники, ау!
Как раз сейчас я засел за мемуары, которые потом планирую разместить в разделе «Моя семья» на сайте cgamos.ru. Вдруг кто–то из маминых московских родственников да и откликнется...
— К сожалению, обычно люди еще что–то знают о своих бабушках и дедушках, а потом начинается настоящий тёмный лес, — отметила главный хранитель фондов Главархива Москвы Елена Болдина. — Не секрет, что даже о своих прабабушках и прадедушках мы уже практически ничего не знаем.
А вскоре, говоря откровенно, и о нас с вами никто и ничего не узнает. Если только, конечно, мы сами не подсуетимся и не оставим после себя для потомков какие– то записки или воспоминания. Именно из таких, в общем–то, чисто практичных соображений и родилась идея онлайн–клуба мемуаристики «Линия жизни».
Мифы и реальность
Тут решается еще одна важная задача. Известно, что со временем многие события напрочь стираются из нашей памяти. Зачастую люди уже не помнят, что было даже относительно недавно.
А некоторые события потом обрастают просто фантастическими подробностями, которые нередко весьма далеки от реальности. Авторские мемуары — это прекрасный источник данных, что называется, из первых рук, без всяких интерпретаций и мифов.
Работники архивов всегда особенно ценят именно такие материалы, которые максимально достоверно отражают те или иные события в жизни человека.
Как начать писать мемуары?
Самый простой и самый эффективный способ — хронологический. То есть можно элементарно начать с момента своего рождения. Кстати, чаще всего о человеке известны три главные вещи: где он родился, когда женился и когда умер.
Если эти сведения неизвестны, можно прибегнуть к помощи госучреждений. Скажем, загсов, каких–то местных архивов. На основании документов, которые хранятся в различных ведомствах, некоторые энтузиасты даже составляют целое генеалогическое древо своей семьи.
Правда, тут нужно помнить, что такие изыскания потребуют большого терпения, поскольку в тех же загсах информацию просто так никто не выдает.
Непременно потребуют подтверждения родства с тем человеком, на которого запрашиваются данные. Причем раньше загсов не существовало. Но сведения можно узнать в церкви, в которой крестили родственника.
На вечное хранение
Все работы, написанные в онлайн–клубе мемуаристики «Линия жизни», затем передаются на вечное хранение в Главархив Москвы. Учреждение давно уже ведет активную работу по оцифровке своих архивов.
Уже сейчас многие сведения можно узнать в режиме онлайн. В частности, можно найти метрические книги нужной церкви. Если человека крестили в ней в конкретном году, то сведения непременно будут зафиксированы.
Многие предки современных москвичей родились еще в окрестных деревнях, которые затем поглотила невероятно разросшаяся российская столица. В этом случае храм надо искать уже в черте мегаполиса.
Есть в Главархиве Москвы и старые карты, и даже справочники по губерниям Российской империи. Остается только найти, где жили ваши предки.
Сарафанное радио
На сегодняшний день в московском онлайн–клубе мемуаристики «Линия жизни» состоят уже более 400 человек. С каждым днем цифра только растет, поскольку срабатывает так называемое сарафанное радио.
Среди тех, кто записался одним из первых, оказалась пенсионерка Леокадия Волкова. Она рассказала, что у нее есть уже не только внуки, но и правнук.
- Сейчас они еще молоды, заняты своими делами, но я уверена, что рано или поздно они заинтересуются своими корнями. Вот почему я решила написать мемуары, чтобы они узнали о моей жизни как можно больше. Тем более что, я считаю, она была очень интересной! — отметила Леокадия Павловна.
И таких историй превеликое множество. Кстати, это настоящий кладезь информации для журналистов. Уникальный онлайн–клуб уже поддержали многие заинтересованные учреждения. Скажем, Института русского языка.
Увы, к мемуарам отношение порой не очень серьезное. Хотя многие великие писатели оставили после себя блестящие воспоминания, благодаря которым сегодня мы можем узнать немало любопытного о той или иной исторической эпохе.
Особый жанр
Мемуары — это особый жанр, который представляет собой огромный пласт для изучения не только со стороны историков, но и ученых самого разного направления — филологов, лингвистов и др.
На базе «Линии жизни» можно создать мощный исследовательский ресурс для последующих поколений, которые будут иметь более полное представление о нашей нынешней жизни, о том, как ее воспринимали современные люди.
Прежде чем писать мемуары, важно встретиться с ныне живущими родственниками, побеседовать с ними. Возможно, они расскажут что–то такое, что поможет выяснить какие–то любопытные факты. Большую помощь тут часто оказывают старые фотографии.
Иногда бабушка ничего не может сказать конкретного, но когда она рассматривает снимки, то начинает вспоминать. Возникают ассоциативные ряды, которые постепенно складываются в общую картину.
А вы, многоуважаемые читатели, случайно не пишете мемуары? Если да, то сообщите. Вдруг родится отдельный материал!