Найти в Дзене
СОВБЕЗ

Гиперзвуковой «Гремлин»: И снова, что-то тут не так...

Оглавление

Учитывая "деликатность" темы, сперва короткое предупреждение:

СЕКРЕТОНОСИТЕЛЬ, ПОМНИ: "КТО ДАСТ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ТОМУ СРАЗУ ДЕСЯТЬ ЛЕТ" ©

Сиди, молчи, ничего не пиши, никому ничего не доказывай и ни с кем не спорь. Ни в комментариях, ни в личных сообщениях, ни где бы то ни было еще. Не глупи, чти УК, храни секреты Родины и дай обывателям поразвлекаться.

Прежде всего должен сказать, что был рад увидеть, что мои скромные попытки разобраться в том, что же реально из себя представляет НИР «Клевок-Д2- Калибр» — вызвали у вас живой интерес, дорогие читатели. И отдельно спасибо всем тем, кто давал конструктивную критику в комментариях — это очень ценно для меня, поверьте.

Прокатившаяся на прошлой неделе в СМИ волна публикаций о новой гиперзвуковой ракете, программа разработки которой проходит под шифром "Гремлин", принесла с собой некоторую неразбериху в мои, но не только мои, представления о номенклатуре и характеристиках перспективных крылатых ракет воздушного базирования(сокр. КРВБ), создаваемых для наших ВКС. Давайте же вместе попробуем разобраться, что к чему.

И вот чтобы разобраться, или хотя бы осознать масштаб возможной путаницы, начнем сначала, то есть с апреля 2013 года, когда на конференции авиастроителей, проводившейся в Москве, бывший главком ВВС России Александр Зелин упомянул о программе создания новой гиперзвуковой ракеты воздушного базирования.

На протяжении всех лет, с того времени, данная программа фигурировала под аббревиатурой ГЗУР — ГиперЗвуковая Управляемая Ракета. По сообщениям СМИ, бывший главком озвучил для ГЗУР следующие базовые характеристики: дальность — 1500 км; скорость — 6 Махов. Запомним их.

А через некоторое время, после упомянутого выступления экс-главкома Зелина, в открытых источниках появился вот такой занятный кадр с изображением крылатой ракетой очень характерного вида и конструкции. Как следовало из описания, данная ракета предназначена для применения стратегическими ракетоносцами наших ВКС.

Внешний вид ракеты говорит об уж ставшей классической для гиперзвуковых ракет с ГПВРД двухступенчатой схеме, с разгонной ступенью, вероятно содержащей твердотопливный ракетный двигатель, и маршевой/боевой — с характерным выступом внизу, напоминающим воздухозаборник прямоточного воздушно-реактивного двигателя.

Также стоит отметить, что рядом с этой ракетой изображена крылатая ракета привычного вида, характерного для дозвуковых крылатых ракет семейств Х-55 или Х-101. А их длина составляет 6 и более метров. Запомним эту цифру.

По прошествии еще ряда лет, в декабре 2017 года, в Живом Журнале Центра Анализа Стратегий и Технологий(сокр. ЦАСТ), и, буквально на следующий день, в русскоязычной версии сайта телеканала Russia Today(Россия Сегодня) появились материалы с упоминанием дозвуковой малозаметной крылатой ракеты, известной широкой прессе под индексом Х-50(она же Изделие 715), и также с упоминанием той самой, наиболее интересной нам ГЗУР.

И вот с этого момента, по-моему скромному мнению, начинается какая-то путаница.

Вот цитата из заметки в ЖЖ ЦАСТ, о дозвуковой крылатой ракете Х-50:

Ракета Х-50, спроектированная для размещения в оружейных отсеках бомбардировщиков Ту-22М3 и стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160, имеет длину 6 м в длину - примерно 1,5 м меньше, чем ракета Х-101 - и имеет массу около 1600 кг. Ожидается, что ракета, оснащенная турбовентиляторным двигателем разработки АО "Омское моторостроительное конструкторское бюро" (OMKБ) "Изделие 37-04" (или ТРДД-50Б), достигает дальности более 1500 км, имея крейсерскую скорость полета 700 км/ч и максимальную скорость 950 км/ч.

А вот выдержка из материала на сайте RT, о ГЗУР:

По версии Jane's Missiles & Rockets, одним из самых секретных проектов российской оборонной промышленности является гиперзвуковая управляемая ракета (ГЗУР) воздушного базирования. Журнал, как и остальные СМИ, не указывает шифр этого боеприпаса, но при этом приводит данные: вес ракеты составляет 1,5 тыс. кг, а длина — 6 м. Скорость ГЗУР будет соответствовать 6 Махам
...
Аналитики считают, что сейчас ГЗУР находится на стадии испытаний, а по завершении будет ежегодно выпускаться в количестве 50 единиц. С большой вероятностью эти ракеты поступят на вооружение ВКС и морской авиации. Вес, габариты и функционал боеприпаса позволяют предположить, что в первую очередь он дополнит арсенал Ту-22М3 и Су-34.

Учитывая, что материалы вышли практически в один день, и в них фигурируют одни и те же ракеты — писались они либо по информации из одного и того же источника, либо авторы материала RT взяли за основу материал размещенный в ЖЖ ЦАСТ.

И да, особую пикантность материалам ЦАСТ и RT придает факт ссылки на британскую оборонную информационную группу Jane's, которая хоть и является самым старым информ.агентством оборонного толка, однако в их материалах регулярно встречаются просто-таки детские ляпы и технические перлы, причем в самых элементарных моментах. Ну да ладно, сделаем вид, что мы поверили им, тем более что автор статьи, польский авиационный журналист Пётр Бутовски — действительно Величина в мире авиационной и оборонной журналистики. Причем величина настолько, что, по крайней мере в прошлые годы, он был вхож в самые высокие кабинеты и нашего Минобороны, в том числе. К тому же человек он приятный, в совершенстве владеет русским языком и является пожалуй главным популяризатором нашей авиатехники на Западе. И очень, очень хорошо относится к России, всю свою жизнь.

Также обратим внимание на то, что длина и масса дозвуковой Х-50 и гиперзвуковой ГЗУР, указанные в обоих материалах — практически идентичны. Запомним и это.

Предполагаемый внешний вид дозвуковой малозаметной ракеты Х-50
Предполагаемый внешний вид дозвуковой малозаметной ракеты Х-50

А на днях, в издании "Известия", вышла статья под названием "Враг и «Гремлин»: новую гиперзвуковую ракету испытают в 2023 году", в которой рассказывается о работах над новой гиперзвуковой крылатой ракетой, в рамках опытно-конструкторской работы(сокр. ОКР ) с шифром "Гремлин", которая, как утверждается, и есть та самая ГЗУР.

Ниже, ряд выдержек из данной статьи:

Также в феврале появились сообщения об испытаниях на истребителе пятого поколения Су-57 функциональных массогабаритных макетов неназванной ГЗУР. Размеры ракеты позволяют помещать ее во внутренний отсек российского «истребителя-невидимки». Ранее сообщалось о планах использовать подобные боеприпасы и на дальних бомбардировщиках Ту-22М3, а также самолетах оперативно-тактической авиации...
...— Судя по всему, на Су-57 испытывался именно макет «Гремлина», — рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Корнев. — О такой разработке на КТРВ известно давно, но почти никаких подробностей о характеристиках и назначении ранее не появлялось. Ее особенность в малых габаритах, что позволяет использовать эти ракеты с обычных истребителей и нестратегических бомбардировщиков...
...Официальные характеристики перспективной ракеты не сообщались. Предположительно, у ГЗУР будет дальность до 1,5 тыс. км и гиперзвуковая скорость в 6 Махов. О таких же характеристиках неназванного разрабатывающегося боеприпаса заявлял в 2013 году экс-главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин...

И вот тут СТОП! Какие еще шесть метров длины, о которых мы читали ранее в материалах ЦАСТ и RT, при условии размещения ракеты в основных отсеках вооружений Су-57?!

Мы давно и достоверно знаем, что предел длины для авиационных средств поражения, размещающихся в основных отсеках вооружения Су-57 — 4.2 метра! Какое из достоверно адаптированных под отсеки Су-57 АСП ни возьми, все они имеют длину не более 4,2 метра: Х-58УШК, Х-38, Х-69(бывшая Х-59МК2 в новом малозаметном фюзеляже), Р-37М и т.д.

Если все-таки Известия правы, и ГЗУР помещается в отсеки вооружений Су-57, то мне просто физически(в смысле Физики, а не физухи) сложно представить себе гиперзвуковую ракету длиной не более 4,2 метров, с дальностью в ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ километров. При том непреложном факте, что даже дозвуковые ракеты с самыми экономичными бесфорсажными турбореактивными двигателями, которые являются рекордсменами по удельному импульсу и на порядок превосходят в этой характеристике все другие типы реактивных двигателей — в таких габаритах(=<4,2м) такой дальностью даже близко похвастать не могут.

График характеристики удельного импульса для двигателей разных типов
График характеристики удельного импульса для двигателей разных типов

Вы скажете, "А как же Кинжал, с его РДТТ!? Он же летает на две тыщи!". А я скажу:

Во-первых, на 2 000 км Кинжал не летает. И я этот вопрос уже предельно ясно осветил в своем отдельном материале "Почему реальная дальность «Кинжала» меньше общепринятой". И нет, это не делает его плохим. Плохими это делает многие СМИ и коллег-блогеров, бездумно повторяющих эту изначально ошибочную, по моему сугубому мнению, информацию.

А во-вторых, Кинжал это баллистическая, а не крылатая ракета. Длиной 7 метров и массой под 4 тонны. И, как и всякая баллистическая ракета, Кинжал летит на максимальную дальность по наиболее энергетически выгодной баллистической траектории, с апогеем в добрую сотню километров.

Схема полета ракеты комплекса "Кинжал" © видео Минобороны РФ
Схема полета ракеты комплекса "Кинжал" © видео Минобороны РФ

Но ведь можно вспомнить более близкую к декларируемому облику ГЗУР заокеанскую гиперзвуковую летающую лабораторию X-51A Waverider разработки Боинга, изображения которой так любят использовать наши СМИ, когда пишут о наших гиперзвуковых ракетах.

-6

Ее длина составляет примерно 7,5 метров, при массе около двух тонн, она оснащена ГПВРД и построена всё по той-же классической двухступенчатой схеме, с разгонным твердотопливным блоком и маршевой ступенью с ГПВРД.

Но летает она, в пределе, на жалкие 600 километров. А на практике и того меньше, в районе 400. При том что физика, знаете ли, везде одинакова, а сама эта ГЛЛ не содержит таких увесистых вещей, как боевая часть и система наведения. Поэтому, уж простите, но либо 4,2 метра длины и размещение в отсеках, либо 1500 километров дальности. Вместе эти два условия — по-моему, не сочетаются никак.

Короче говоря...и никого не осуждая, вот правда — хотя бы потому что дезинформацию, недопонимание и журналистские ляпы никто не отменял...Хочу сказать следующее:

ГЗУР, скорее всего, действительно предназначена для размещения в отсеках Су-57. И тем более в отсеках Ту-22М3М, в пятиметровый отсек которого просто физически не лезут "большие" КРВБ семейств Х-55 и Х-101, и который уже давно обделен такой полезной ракетой в своем арсенале и очень в ней нуждается, уже целых два десятка лет, после снятия с вооружения аэробаллистических Х-15.

Но вместе с тем, я искренне полагаю, что характеристики новой ракеты, с учетом ограничений по ее габаритам — сильно искажены и, вероятно, в ходе многочисленных "перепевок", перемешались с характеристиками дозвуковой Х-50. Да и не нужна Су-57, который все ж таки тактический истребитель, а не стратегический бомбардировщик — ракета с дальностью в 1500 километров. Это уже вотчина Дальней авиации, а конкретно стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев.

И также скажу, что в нашем околовоенном сообществе уже появилась версия о том, что в работе находятся ДВЕ новых гиперзвуковых ракеты. Что далеко не факт, конечно, но тоже вполне возможно. И тогда одна из ракет предназначена для размещения в отсеках Су-57. А вот вторая, более крупная, возможное изображение которой вы могли видеть на обложке статьи и в самом ее начале — действительно может обладать дальностью в 1500 км и предназначается для размещения в отсеках стратегических ракетоносцев Ту-95МС, Ту-160 и грядущем ПАК ДА.

Такие вот мои мысли, насчет ГЗУР и той противоречивой информации, которая ее окружает. И конечно же, возможно я заблуждаюсь, и возможно всё именно так, как пишут те же Известия. Но искренне хотелось разобраться во всех этих, колющих, как говорится, глаз, противоречиях, публикующихся в наших СМИ, да и в зарубежных тоже.

Понравилась статья? Подпишись на СОВБЕЗ! Только в блоге СОВБЕЗ ты найдешь самую интересную и достоверную информацию об обороне, армии и ВПК