Здравствуйте, читатели!
Жизнь в мире развивающихся технологий полна приятных открытий. Спорить с этим расхожим утверждением сложно, не так ли? И спорить с ним мы не будем… НО! Не стоит забывать, что эти новые завораживающие технологии и возможности, становятся все более доступны государству. Все чаще они приходят в нашу жизнь не с целью развлечения или дополнительного заработка, а в форме все усиливающегося контроля со стороны государства. Сегодняшний разговор пойдет о фрилансе, как о явлении в экономической жизни страны.
Фриланс в отечественных условиях как вид дополнительного заработка существует давно. Давайте вспомним такие «древние» способы подзаработать денег как написание для очень занятого студента контрольной, курсовой или дипломной работы; помочь знакомому предпринимателю заполнить налоговую отчетность; подготовить грамотный проект дома для знакомого строителя; нарастить волосы, реснички или ноготочки коллегам по работе и многое другое. Все это приносило небольшой (а иногда и вполне приличный) доход и, как правило, оставалось вне поля зрения государства. С развитием интернет-технологий и разнообразных площадок по поиску заказчиков и исполнителей у предприимчивых граждан появилась возможность не ограничивать свой микро-бизнес кругом знакомых и выйти на совершенно иной уровень. С течением времени оборот средств в сфере фриланса достиг такого объема, что заинтересовал государство. Именно из попыток сделать доходы фрилансеров и «вольных специалистов» видимыми для государства и вывести их из тени собственно и «растут уши» НПД (Налога на Профессиональный Доход). Если говорить прямо, то НПД дает шанс фрилансерам всех уровней легализоваться, но, как показывает практика, фрилансеры не особо торопятся воспользоваться этим во всех отношениях заманчивым предложением.
Не стоит думать, что это такое уж опрометчивое или вовсе необдуманное решение. У подобного поведения есть вполне логичное обоснование – фрилансера крайне сложно призвать к ответу и ДОКАЗАТЬ ведение незаконной предпринимательской деятельности (если он не сотрудничает на постоянной основе с какими-либо крупными компаниями). Почему?! Потому что у налоговиков не так уж много реальных способов «поймать за руку» предприимчивого фрилансера:
1. Оборот по банковской карте более 100 000 рублей в месяц и поступления от разных физических лиц вполне может характеризовать деятельность гражданина как коммерческую. Но мы живем в цифровом мире, у нас на карты переводят средства по миллионам всевозможных поводов: заем, подарок, возврат займа взятого наличными, деньги для оплаты покупки родственника или друга, взносы «на шторы» членам родительских комитетов в школах и садах, «складчина» на подарок шефу и т.д. и т.п.
Под подозрение попадет 1/3 совершеннолетнего населения страны! И еще немножко несовершеннолетнего…
2. Контрольная закупка. Это когда по объявлению под видом клиента обращается налоговик, делает заказ, очень вдумчиво обговаривает детали и вопросы оплаты, а затем раскрывает цель мероприятия. Ну, казалось бы, факт нарушения на лицо и наказания не избежать, но и тут закон на стороне гражданина – всегда можно клятвенно заверить, что это было «в первый раз, я только попробовать решил» и возложить бремя доказывания на налоговую инспекцию.
Но тут нужно отметить, что иногда налоговая берет на себя труд доказывания. В целом такие мероприятия пока не поставлены на поток, за период 2019-2020 гг. было проведено не более 250 подобных проверок в масштабе страны.
3. Самый опасный момент – это жалоба недовольного заказчика или еще менее довольного конкурента, которые, не поленившись собрать доказательную базу, сильно облегчают задачу выявления фактов незаконной предпринимательской деятельности для налоговиков…
Ну вот, казало бы, вполне можно работать на нелегальном положении и не делиться с государством. Но повторяюсь – ситуация меняется а контроль государства усиливается:
1. Госдума 27 января 2021 года приняла в окончательном чтении пакет поправок, открывающий для налоговиков доступ к данным о клиентах банков (ст. 86 НК РФ). Поправки обязывают кредитные организации предоставлять налоговикам информацию, которая ранее из банков в ФНС не поступала. По сути, речь идет о взаимном раскрытии тайны между банками и налоговой инспекцией.
2. Кроме того, стоит напомнить, что с 1 апреля 2020 года налоговой дали полномочия иметь доступ к информации об открытии и закрытии электронных кошельков граждан, т .е. теперь, все суммы, которые у вас проходят через «Яндекс. Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal и т.д. очевидны для налоговой.
3. Если раньше налоговой для получения данных по счетам физического лица нужно было инициировать камеральную проверку (да и то только с разрешения вышестоящей инстанции), то сейчас никаких проверок и поводов не нужно, налоговые органы имеют право запросить данные по суммам, по количеству счетов в любом банке и по любому физическому лицу.
Таким образом, становится все очевиднее, что государственная машина вполне освоила современные технологические возможности и вероятность «отлова» вольных фрилансеров становится все более реальной. Налоговикам лишь осталось проанализировать деятельность зарегистрировавшихся самозанятых, выявить закономерности, прописать алгоритмы и полностью автоматизировать процесс. Сколько это может занять времени?! С учетом отзывов тех смельчаков, которые протестировали новый сервис налоговой по учету покупок граждан, время еще есть. Однако стоит помнить, что с учетом российской действительности, запустить новый «налоговый флешмоб» могут и «сырым», а обкатать и отладить уже на нас с вами. Засим мне остается лишь попрощаться и пожелать вам неторопливых программистов на службе у ФНС и высоких гонораров, желательно наличными.