Сочинение ЕГЭ по русскому языку имеет четкую структуру. И для получения максимального балла ее нужно соблюдать. 25 первичных баллов или около 43 вторичных, то есть процентов ЕГЭ, ждут тех, кто напишет сочинение по плану, грамотно сформулирует проблему и не допустит ошибок. Содержательная часть стоит 9 первичных баллов (критерии К1 - К4), логика и речевое оформление дает 4 балла (К5 - К6), грамотность - остальные 12 баллов (К7 - К12). Разберемся с планом, который поможет заработать 13 баллов.
В сочинении должно быть 7 частей:
1. Вступление (необязательная часть)
2. Формулировка проблемы
3. Комментарий по проблеме исходного текста
4. Позиция автора
5. Моя позиция
6. Литературный аргумент (необязателен, но очень желателен, так как вы должны аргументировать вашу позицию)
7. Заключение.
7 частей - это не значит 7 абзацев. Абзац необходим для выделения каждой новой мысли. Поэтому комментарий, как самый важный и содержательный элемент сочинения, может содержать несколько абзацев, а вступление и формулировка проблемы могут быть объединены в один. Объем сочинения должен быть равен 200 и более слов. За 150 слов высший балл не ставят!
Теперь подробнее о каждом пункте:
🐱🏍 Вступление (объем = 2-3 предложения)
Это необязательная часть в сочинении ЕГЭ. Некоторые преподаватели и репетиторы советуют ее избегать, если ученик не может придумать ничего оригинального и использует штампы. Однако это палка о двух концах: без вступления ваше сочинение будет выглядеть неполным, а к этому могут придраться проверяющие. Самым оптимальным решением будет объединение первого и второго абзацев, то есть плавный переход от нескольких предложений вступления (например, в виде вопросов) к формулировке проблемы.
Пример:
Почему мы порой не видим красоты природы? Не чувствуем, что наносим ей непоправимый вред? Как современному человеку научиться жить в гармонии с окружающим миром? Все эти вопросы звучат в предложенном тексте, где автор поднимает проблему негативного воздействия человека на природу.
🐱🏍 Формулировка проблемы (объем = 1-2 предложения, дает 1 балл, но, если проблема сформулирована неверно, снимаются все баллы за содержание, то есть 9 баллов)
Это небольшой абзац, который можно выделить как самостоятельный, а можно совместить со вступлением. Здесь нужно четко сформулировать одну из проблем приведенного текста. От того, что это за проблема и как она звучит, будет зависеть вся ваша дальнейшая работа. Формулировать ее надо четко, конкретно, не размыто и не сложно.
Примеры формулировки
Плохо:
- проблема влияния деревенского быта на сознание городского жителя;
- проблема низкого уровня читательской активности в современном обществе;
- проблема безнаказанного нанесения вреда военнопленным и черствости по отношению к ним;
- проблема понимания важности музыкальных произведений.
Хорошо:
- проблема любви к малой Родине;
- проблема отсутствия интереса к чтению;
- проблема влияния музыки/искусства на жизнь человека;
- проблема музыкальной одаренности;
- проблема назначения истинного искусства;
- проблема отсутствия милосердия и сострадания;
- проблема жестокого отношения к слабым и зависимым людям.
🐱🏍 Комментарий (объем = 9-10 предложений, дает 6 баллов)
Первое, в чем вы должны разобраться, приступая к нему: что надо комментировать? Предложенный текст или выделенную проблему? Данный вопрос сразу же решают авторы КИМ ЕГЭ, говоря в задании №27: прокомментируйте выбранную проблему. Таким образом, если текст делится на 2 или 3 смысловых блока, в каждом из которых есть своя проблема, надо:
- выбрать одну из них,
- подчеркнуть важные для анализа предложения (цитаты, которые будете использовать),
- начать анализ.
Комментарий – это не пересказ, это анализ текста, самая важная и объемная часть сочинения. Поэтому он оценивается 6 первичными баллами. В комментарии надо объяснить, почему автор берет именно эту проблему, доказать свою мысль 2 цитатами из текста, проработать их, связать друг с другом и обязательно указать на эту взаимосвязь. С помощью конкретных примеров передать главную идею и частично содержание, если это необходимо для анализа.
Чего не надо делать в комментарии:
1. пересказывать весь текст;
2. применять излишнюю цитацию, когда объем вашего анализа равен объему авторских слов или даже меньше его;
3. уходить в общие рассуждения, ничего общего не имеющие с предложенным текстом;
4. передавать одну и ту же мысль разными словами на протяжении всего абзаца;
5. использовать более 2 речевых клише.
🐱🏍 Позиция автора (объем = 2-3 предложения, дает 1 балл)
Данный абзац является переходным между комментарием, в котором вы анализируете текст, и вашей позицией, которую затем подтверждаете примером из литературы или жизненного опыта. Здесь надо кратко охарактеризовать точку зрения автора на выделенную проблему, которую можно подтвердить цитатой из текста (точной и небольшой).
Распространенная ошибка: повтор мыслей комментария. Помните, что комментарий – это ваши рассуждения по поводу взятой из текста проблемы. Они не должны полностью повторять авторские.
🐱🏍 Моя позиция (объем = 1-2 предложения при наличии литературного аргумента, дает 1 балл)
Здесь вы можете согласиться или не согласиться с мнением автора. Конечно, проще и лучше согласиться, но это не обязательно.
Если вы соглашаетесь , то необходимо сказать почему. Голословное утверждение «я согласен с автором» не принесет желанных баллов. Следует объяснить, почему ваше мнение совпадает с авторским или близко к нему. Тогда цепь размышлений плавно приведет вас к аргументу.
Если вы не соглашаетесь , то именно в этом абзаце должны объяснить, что в суждениях автора вызывает сомнение или противоречие.
Помните, что комментарий и позиция автора – это единый смысловой блок, где дан анализ текста в соответствии с выбранной проблемой + мнение автора по тому же поводу. Если вы не согласны с автором, надо высказаться предельно четко и не допустить противоречий с комментарием, иначе вы запутаетесь и совершите логическую ошибку!!!
🐱🏍 Литературный аргумент (объем = 4-5 предложений, не дает балла, но обосновывает вашу позицию)
Это анализ литературного произведения, которое максимально подходит к выбранной вами проблеме и иллюстрирует ее. Лучше брать произведение из русской классической литературы.
Что в аргументе должно быть:
1. Фамилия, имя и отчество автора полностью. Если вы не помните имя и отчество, тогда можно ограничиться инициалами. В случае, если вы укажете только фамилию, проверяющие поставят этическую ошибку за неуважение к автору и снимут 1 первичный балл.
2. Полное название произведения. Нельзя сокращать или как-то его видоизменять. Если оно будет указано неверно, вы потеряете 1 первичный балл за фактическую ошибку.
3. Имена героев также необходимо писать полностью. Ошибки в именах или фамилиях, их профессиях, фактах жизни расцениваются как фактические, то есть минус 1 первичный балл.
4. Если произведение короткое: это миниатюра, рассказ, поэма, письмо, эссе, небольшая повесть, то желательно передать его содержание и основной конфликт, который должен доказывать вашу точку зрения относительно выбранной проблемы. Если это объемное произведение: повесть, роман, то не стоит увлекаться пересказом сюжета. Кратко охарактеризуйте нужных вам героев и подведите к сцене, которая будет иллюстрировать проблему.
Иногда встречаются проблемы, на которые сложно подобрать пример из литературы: проблема экологии, негативного воздействия рекламы, проблема зависимости от интернета и т.д. В этом случае поможет социальный или исторический аргумент (как в эссе по обществознанию), однако оформлен он должен быть не по типу: «Как я провел каникулы у дедушки…». Необходимо описать яркое, важное событие современности или недавнего прошлого, имеющее большой резонанс в обществе.
Пример: проблема патогенного (разрушительного) воздействия человека на природу: можно описать взрыв водородной бомбы и его последствия; парниковый эффект; озоновые дыры; загрязнение океанов и образование целых островов из мусора.
или
Проблема разрушения памятников истории: взрыв храма Христа Спасителя в Москве в 1931 году.
🐱🏍 Заключение (1-3 предложения, в зависимости от объема вступления или абзаца "формулировка проблемы")
Композиционно заключение должно быть равно или немного меньше вступления. В последнем абзаце надо подытожить все сказанное выше, но не повторяться, а прийти к обобщенному выводу. Сформулировать его можно, отвечая на следующие вопросы:
- Что я понял/поняла, исследуя данную проблему?
- Почему эта тема оказалась важна для меня?
- Почему я выделил/а в тексте именно эту проблему?
- Что уникальное, значимое, ценное я узнал/а, работая над сочинением?
Удачных вам сочинений!
Если вы не знаете, какие аргументы подобрать к проблеме "воздействие природы на человека", вам сюда: https://zen.yandex.ru/media/id/5fd639167e12f01601c19cd9/5-gotovyh-argumentov-po-probleme-vozdeistvie-prirody-na-cheloveka-dlia-sochinenii-oge-i-ege-60488a57a6c3965eb4a2e522?from=editor