Найти в Дзене
Елена Шилова

Маленькая повесть о жизни студентов СССР "Изюминка". Глава 1.

Предлагаю маленькую повесть из 8 глав о жизни студентов СССР в 70 годы прошлого столетия, а значит о стройотряде, любви, коварстве и верности.

Глава 1. Сашка.

Лекция закончилась и Сашка помчался в раздевалку. Кафедры медицинского института разбросаны по всему городу и, чтобы успеть на следующее занятие нужно было поторапливаться. На первом этаже рядом с гардеробом, к стене приделан длинный ящик, выкрашенный тёмно-коричневой краской с ячейками по количеству букв в алфавите. Он служил почтой для студентов. Сашка сунул руку в ячейку с нарисованной на ней жёлтой буквой «С», похожей на надкушенную баранку и вытащил целый ворох записок. Среди них выделялся почтовый конверт. «Соколову Александру, второй курс» - гласила надпись на конверте.

- Ничего себе, - удивился Сашка и, сунув конверт в карман, продолжил ворошить записки.

Вот, наконец, то, что он искал. Он взял листок из тетради «в клеточку», сложенный вчетверо, на котором круглыми буквами было написано: «Саше С. Второй курс, 10 группа».

- Ну кто так пишет дурёха, - подумал он. - Сколько «Сашек С.» в институте и даже на курсе!

Он поспешно развернул записку. Знакомым почерком было написано: «Сегодня в 5 в филармонии» и, вместо подписи, едва заметный отпечаток губ с розовой помадой.

- В 17:00, дурёха, - укоризненно сказал он круглым нолям и поцеловал отпечаток.

За Сашкой внимательно наблюдали девчонки из его группы. Они стояли около раздевалки перешёптывались, хихикали, дожидаясь своей очереди.

- Саша, - строго сказала высокая рыжеволосая девушка, староста. - Не опаздывай.

Сашка спрятал записку в портфель и втиснулся к девчонкам в очередь. Он не переставал думать о конверте, лежащем в кармане. Надпись на конверте была напечатана красивыми буквами и вообще это неизвестное послание вызывало тревогу. Когда вся группа собралась, дружно двинулись на улицу. Их обогнали парни, курящие на ходу и что-то громко обсуждавшие. Сашка тотчас присоединился к ним. Видно было, что девчонки обиделись, и, чтобы смягчить ситуацию юноша приветливо помахал им рукой:

- До встречи, «салаги»!

Сашка поступил в медицинский институт после армии, а до этого полтора года работал на заводе. Он был на 4 года старше всех в своей 10 группе. Всё свободное время он проводил со «стариками» студентами, которые так же, как и он поступили в институт после службы в Советской Армии. Многие из них жили в общаге и Сашка часто бывал у них. Там играли в карты, вспоминали службу, выпивали. «Старики» в отличие от многих других студентов, к учёбе относились очень серьёзно, потому что просто были старше. Многие закончили медицинское училище и в армии служили медиками, некоторые даже были женаты. На лекциях «старики» также держались вместе.

Компания зашла в кафе, в котором можно было, не раздеваясь перекусить по дороге на лекцию. Здесь уже образовалась очередь из студентов их потока. Нужно было быстро проглотить пару пирожков, запивая сладким горячим кофе с молоком, названным в меню «Кофе по–Варшавски». Второпях откусывая пирожок, Сашка достал конверт, неровно оторвал его край, вытащил послание и всё понял. Это было письмо от Галины, она первая Сашкина любовь. Галина просила о встрече на «их месте», то есть на набережной сегодня в 17 часов.

Всё-таки напомнила о себе… Сашка так старался всё забыть и забыл! А теперь, что ей нужно? Галина училась уже на 5 курсе и весь прошлый год, когда Сашка только поступил в институт, он думал лишь о том, как бы случайно не встретить её. Обида до сих пор жила, любви не было, осталась только обида!

Пока ехали на троллейбусе, и потом сидя на лекции Сашка не мог избавиться от тягостных воспоминаний. Он даже не пытался вникать в смысл лекции, тем более записывать. Перед его глазами всплыла из прошлого история его первой любви.

Сашка Соколов, по прозвищу Сокол, жил с матерью в центре города, в одной из коммунальных квартир, на которые был разделён старый купеческий особняк. В детстве, как многие мальчишки того времени, Сашка записался во все спортивные секции сразу, и, хотя выдающихся результатов не показывал, такое разнообразие позже стало приносить свои плоды. Секция акробатики выработала хорошую осанку и ловкость, лыжная секция - выносливость, что особенно пригодилось в армии. В боксе научили бороться и побеждать. В детстве мальчишкам их двора частенько приходилось драться «улица на улицу». В битвах неукоснительно соблюдался неписанный кодекс чести: дрались до первой крови, то есть до первого разбитого носа, лежачего никогда не били и никогда не «сдавали» участников мальчишеских ристалищ взрослым. Однако, с возрастом стали понимать, что лучше соблюдать нейтралитет, и драки прекратились.

В институт после школы Сашка не поступил, работал на заводе, дожидаясь повестки в армию. По выходным дням он вместе с новыми заводскими друзьями стал часто посещать ближайший к дому городской парк. По вечерам там были танцы и вокруг танцплощадки развивались все события этих вечеров. Сашка танцевать не любил. Выпив пива, парни устраивались на лавочках в предвкушении приключений, а они, как правило, не заставляли себя ждать. Обязательно во время танцев находился какой–нибудь кавалер, не поделивший с другим девчонку. Моментально образовывались две команды, отстаивающие интересы противоположных сторон. Словесная перепалка переходила в драку, которая заканчивалась бегством всех её участников (порой совместного) от милиции и дружинников. Однажды Сашка дрался за команду «очкариков». Так в их дворе называли детей начальников, живущих в большом красивом доме на набережной. Как обычно, Сашка присоединился к тем, кого было меньше и здорово им помог. Они уже одерживали победу, но появились дружинники и пришлось убегать. Дом, где жили «очкарики», был ближе, и вся команда скрылась в одном из его подъездов. Отдышавшись, познакомились. Среди новых друзей только один парень был в очках, но презрительное прозвище «очкарики» сходное с «маменькиными сынками» эти ребята получили ещё в детстве. Сашкин дом и этот дом на набережной Волги разделял всего один квартал, но ребята между собой никогда не дружили. «Очкарики» были детьми обкомовских работников, учились в спец. школе с углублённым изучением иностранных языков, а около их дома всегда дежурил милиционер. С этого вечера Сашка был вхож в их компанию как свой. У новых друзей были пластинки группы «Битлз», они курили американские сигареты, часто выносили магнитофон и слушали редкую в то время зарубежную эстрадную музыку. Парни были неплохие, но Сашка чувствовал себя среди них инородным телом и до поры без особой охоты разделял их компанию. Он понимал, что нужен был им лишь как «боец».

Однажды в компании появилась девушка Галя. Невысокого роста, с милой улыбкой, одетая как девушки в иностранных фильмах, которые Сашка с дворовыми друзьями часто смотрел в кинотеатре «Горн». Галя была одноклассницей одного из парней и жила в этом же доме. Она успешно сдала экзамены в медицинский институт и ждала зачисления в студенты. Галя сразу стала выделять Сашку среди других, но он не понимал, чем это вызвано. Всем же другим это было очевидно. Дело в том, что Сашка был красавцем. Девушки и даже взрослые женщины долго смотрели ему вслед при встрече. Высокий, стройный с крадущейся походкой, которую он выработал, подражая Крису из много раз просмотренного и ставшего культовым для мальчишек их двора американского фильма «Великолепная семёрка». Даже среди знаменитых артистов трудно было найти такое красивое и мужественное лицо как у Сашки. Пожалуй, его можно было сравнить с молодым Вячеславом Тихоновым. Однако Сашка не придавал никакого значения этому факту, потому что в их дворе как самые высшие мужские качества ценились только сила и благородство, красота не котировалась совсем. Сокол влюбился.

Пока было тепло, большой компанией выезжали за город. Жили в палатках, купались, у костра пели песни под гитару, пили вино, ходили в лес, где собирали малину и целовались. Вдвоём с Галей они гуляли по городу, в дождливую погоду прятались по подъездам, а когда расставались, Сашке казалось, что он не переживёт разлуку до следующего вечера. Первый курс медицинского института в сентябре всегда выезжал на «картошку» на целый месяц. Узнав, что Галин отец, который был «шишкой» в обкоме партии освободил дочь от этой «трудовой повинности», Сашка был счастлив, потому что не представлял, как будет жить без их свиданий. А когда впервые между ними возникли взрослые отношения, Сашка совсем потерял голову. В октябре начались занятия в институте и встречаться стали реже. Он каждый вечер после работы приходил к дому на набережной, стоял на ветру, ждал, когда она выйдет. Она выходила не всегда. Зимой иногда ездили за город на чью–то дачу, катались на лыжах. Новый год встречали на квартире у одного из «очкариков», а потом у Галины началась зимняя сессия и свидания прекратились. На каникулах она уехала куда–то по путёвке. Сашка скучал.

Весной он стал приходить к её дому с букетиками подснежников, которые продавали бабушки около гастронома, потом ландышей или с охапками сирени. Поднимался на её второй этаж, звонил в дверь и просил, чтобы позвали Галю, но всё чаще ему приходилось объясняться с Галиной матерью, которая почему-то невзлюбила Сашку. Постепенно он стал понимать, что им тяготятся, но ничего не мог с собой поделать. И вот однажды в очередной раз позвонив в дверь, он увидел на пороге Галину мать. По её виду он понял, что ничего хорошего его не ждёт. Полная женщина, одетая в импортный спортивный костюм, сурово посмотрела на Сашку.

- Галю позовите, пожалуйста, - сказал он, сжимая в руках ветку сирени, и со страхом стал ждать ответ.

- А Гали нет, - мстительно ответила женщина и стала закрывать дверь.

- А когда она придёт? – поспешно спросил юноша.

- Молодой человек! – вновь открывая дверь решительно сказала мать. – Вы что, действительно не понимаете, что вы не пара? Вы что, действительно не понимаете, что между вами пропасть?

- Нет, не понимаю, что не пара и что пропасть, - закипая ответил Сашка. - Когда она придёт? -он почувствовал, как застучало сердце, и голос стал недопустимо громким.

- Ах, вы ещё и хамите, - торжествующе проговорила женщина. – Так вот! - отчеканила она. – За Галочкой ухаживает очень достойный молодой человек из хорошей семьи с прекрасными перспективами на будущее. Кем вы работаете? Слесарем? Плотником? – спросила она презрительно.

- Я электрик, и чем плох слесарь или плотник? – задыхаясь от возмущения почти закричал Сашка. Так его никогда ещё не унижали. — Значит не по Сеньке шапка, не по горшку покрышка! – хохотнул он. – Ну, тогда, прощевайте, – манерно откланялся юноша, и, чувствуя, как бухает сердце, стал медленно спускаться по лестнице громко распевая известный романс. - Он был титулярный советник, она генеральская дочь…

- Хам! – услышал он за спиной, и, как пощёчина громко хлопнула дверь.

На улице он поспешно закурил, пытаясь успокоиться. В перебранке с Галиной матерью его особенно оскорбило напоминание о юноше из хорошей семьи. Что касалось семьи, Сашка воспринимал всегда очень болезненно и всегда на свой счёт. Отец бросил их с матерью, когда Сашка был первоклассником. Он загулял и уехал со своей пассией куда–то на Север. Сашка ненавидел отца, совершившего такое предательство, и любой намёк на Сашкину неполную семью, приводил его в ярость. Кроме того, среди друзей и всех обитателей Сашкиного двора быть плотником, слесарем или поваром никогда не считалось пороком. На третьем этаже их дома жил профессор, а в соседней комнате кочегар. Сашка был поражён тем, что в их замечательной стране кто-то ещё делит людей не на хороших и плохих, достойных и не достойных, а по сословиям, кастам, как в какой-то Индии.

На улице он столкнулся с Галей, схватил её в охапку и уткнувшись в её мягкий воротник, пытался успокоиться.

- Что случилось? – тихо спросила она.

- У тебя правда есть ухажёр из хорошей семьи? – спросил он сдавленным голосом.

- Мама тебе что-то наговорила… Она считает, что я достойна большего… - неосторожно сказала она отстраняясь и, осеклась.

- Зачем ты мне это говоришь? Какое мне дело до твоей мамы, - возмутился он. - Что может быть достойней любви? Ты меня любишь? - спросил Сашка, сделав акцент на слове «ты».

Галя медлила с ответом, думала, как успокоить его, а Сашка завёлся.

- Ну, тогда прощай! Маме привет, - сказал Сашка и направился к своему дому. - Он был титулярный советник, она генеральская дочь, - орал он на всю улицу.

- Саша, постой, я всё объясню, - крикнула девушка, но он не оглянулся и яростно бросил на асфальт ветку сирени.

Всё было кончено. Больше они не виделись. Сашка тосковал, по вечерам приходил к её дому, надеясь на случайную встречу, подолгу стоял задрав голову всматриваясь в окна, но подойти к двери и позвонить не мог, вспоминалось унижение, которое он испытал и нерешительность Галины, когда он напрямую спросил у неё любит она его или нет. Несколько раз звонил из автомата, но почему–то к телефону подходила мать и Сашка бросал трубку. Лето прошло в печали и в воспоминаниях. Как-то парни сказали, что у Гали новый кавалер и Сашка напился. Отвлекаться не получалось, и он невыносимо страдал. В октябре его забрали в армию. На проводы она тоже не пришла.

В армии стало легче. Новый коллектив, нагрузки сделали своё дело и на воспоминания и тоску не оставалось сил. Написал Гале несколько писем, а отправить не решился. Служил в Москве. Служба была тяжёлая, но интересная. Часто выезжали на учения. Побывал на Байкале, на Украине, в Польше и в ГДР. Даже медалью наградили за отличную службу, мама радовалась. В их части была хорошая библиотека и он за первый год службы перечитал всю классику, на которую в школе не хватило времени. Герои Толстого, Бунина, Куприна и Достоевского поглощали всё его внимание, и он всё реже вспоминал Галю. По ночам только всё ещё снились их редкие взрослые свидания.

Через год приехал в отпуск домой, но встреч с Галей не искал, как-то всё остыло. Больше вспоминалось унижение, которое он испытал там в доме на набережной. Друзья сказали, что Галина вышла замуж, ну и ладно. Второй год службы всё свободное время посвятил подготовке в ВУЗ. Зубрил химию, физику, биологию. Память хорошая, да и в школе учился неплохо, всё получилось. Сразу как вернулся домой подал документы в медицинский институт, сдал экзамены и поступил. Мама радовалась.

От воспоминаний Сашку отвлёк гул, раздавшийся в аудитории после окончания лекции, студенты расходились по своим учебным комнатам на практические занятия.