Найти тему
Просвита

Проблема соотношения прекрасного и безобразного в эстетической мысли

Оглавление

На первый взгляд, понятие безобразного можно определять как полный антипод прекрасному. И это неудивительно, ведь начиная со времен античности безобразное не привлекало должного внимания мыслителей. Существует много теоретических произведений о прекрасном, а вот над сущностью безобразного мало кто задумывался, что достаточно обидно. Ведь категория безобразного является такой же сложной, как и прекрасное.

Умберто Эко — итальянский философ, автор книги "История уродства", Источник: https://cutt.ly/il3V1n5
Умберто Эко — итальянский философ, автор книги "История уродства", Источник: https://cutt.ly/il3V1n5

Субъективность прекрасного и безобразного

Прежде всего, следует отметить, что прекрасное и безобразное для каждой личности являются индивидуальными понятиями. Это означает, что для одного человека тот же предмет или явление может быть прекрасным, а для другого — уродливым. Так, итальянский философ Умберто Эко в своем труде «История уродства» приводит интересный пример об инопланетянине: он прилетает на Землю, посещает музей современного искусства и видит женские лица на картинах Пикассо, которые посетители называют «красивыми». С этого наш герой делает вывод, что красивыми являются женщины с точными копиями лиц на картине. Этот пример отлично демонстрирует, насколько разным может быть прекрасное.

Эта вариативность прекрасного и безобразного постоянно случается между различными цивилизациями, культурами, народами. Для европейца африканская ритуальная маска может показаться ужасной, а для туземца — наоборот, символом красоты. Более того, прекрасное и безобразное могут приобретать новых значений с течением времени.

Лучше всего это проявляется в оценке пропорциональности. Для определения пропорциональности средневековый философ вспомнит размеры и форму готического собора, а уже представитель Возрождения будет оценивать храм с точки зрения золотого сечения, называя готический собор варварским. Как написал Ксенофан Колофонський: мы посмотрим на циклопа как на уродливое существо и с таким же выражением лица циклоп посмотрит на уродливое существо с двумя глазами.

Социально-политическая сущность понятий

Кроме эстетического подхода к определению сущности прекрасного и безобразного существует социально-политический критерий. Так, Карл Маркс в «Экономическо-философских рукописях» высказал мнение, что с помощью материальных ресурсов человек может потерять свое уродство. Уродливый мужчина с большой суммой денег покупает себе красивую женщину, а это значит, что пугающая сила безобразного исчезает. Так же, человек с ограниченными возможностями может компенсировать свою недееспособность с помощью материального достатка.

Красивое и безобразное, как мы видим, постоянно видоизменяются. Но можем ли мы придать им фиксированного значения? Да. Например, еще в античности безобразное находили в природе(разлагающиеся тела), в человеке(болезни, раны, смерть), в морали(аморальные поступки), в политике(коррупция, обман).

Антропоцентрический подход к прекрасному и безобразному

Фридрих Ницше, в свою очередь, в «Сумерках идолов» отметил, что «в прекрасном человек делает себя мерилом совершенства, он поклоняется в этом себе... По сути, человек выглядит в вещи, он считает прекрасным все, что отражает ему его образ». Безобразное, в свою очередь, «понимается как знак и симптом вырождения. Каждый признак истощения, тяжести, старости, усталости, всякого вида несвободы, как судорога, паралич, прежде всего запах, цвет, форма разложения, тления... — все это вызывает одинаковую реакцию, оценку «безобразно». Фактически, Ницше придает прекрасному и безобразному антропоцентрический характер, поэтому этот подход является недостаточно исчерпывающим.

Разновидности безобразного

Как я отметил вначале, понятие безобразного является сложным и поэтому заслуживает большего внимания. Умберто Эко выделяет три его разновидности:

1) уродливое в себе. Оно прослеживается во всех живых существ и связано с их телесным и духовным несовершенством Каждый из нас лично в себе может выделить безобразное.

2) уродливое, в котором нарушается органическае равновесие между частями целого. Например, это может быть потеря человеком какой-то части тела, что сразу же привлечет наше внимание как безобразное.

3) Напоследок, философ выделил безобразное в искусстве. Эта разновидность безобразного известная еще со времен Древней Греции, когда философы допускали изображения безобразного в художественных произведениях. По мнению того же Аристотеля, безобразное в искусстве вызывает у людей определенный интерес и привлекает их к определенному подражанию.

Безобразное в исскустве

Именно в искусстве безобразного, по моему мнению, проявляется сложная сущность этого понятия. Ведь безобразное может приобретать определенные черты прекрасного. Например, по мнению Плутарха, мастерски изображенное безобразное в произведении искусства может вызвать крайне сильное увлечение работой мастера.

К этому следует вспомнить роль безобразного во времена Средневековья, когда неприглядный и даже уродливый внешний вид мог сочетаться с внутренней красотой. Эстетизировались такие «уродливые» для повседневности вещи как тело аскета, гноящиеся раны, слезы, страдания. В этих случаях безобразное выступало символом аскетического подвига, христианского мужества и художественной устойчивости. К тому же, хорошее изображение уродства дьявола становится прекрасным. Так же, прекрасное может существенно видоизменяться, например, когда чувственная красота становится источником греховных соблазнов.

Вывод

Как мы увидели, категории прекрасного и безобразного являются чрезвычайно сложными и многоаспектными. Мало того, что для каждого существа, цивилизации, культуры они разные, так кроме этого еще и имеют свойство существенно меняться с течением времени. Более того, уродливое может приобретать качества прекрасного и прекрасное может становиться в определенной степени уродливым, поэтому их разграничение как противопоставленных явлений является довольно примитивным и не раскрывает глубокой сущности прекрасного и безобразного.

Исходя из данных выводов, становится ясно, что исследования этих категорий должно происходить как в диалектической взаимосвязи, так и в их отдельном рассмотрении, как самостоятельных целостных понятий.

Литература: Умберто Эко История уродства

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на канал. Заходите и читайте другие мои материалы. Благодарю за внимание!