Говорю о своих мыслях и впечатлении по поводу двух произведений детской литературы советского периода, по каждому из которых был снят фильм.
Моё знакомство с произведениями Ю. Олеши началось в детстве со сказки "Три толстяка". Не могу сказать, что она мне понравилась...
В форме сказки ( по происхождению это жанр устного народного творчества) может скрываться самое разное содержание. "Сказка ложь, да в ней намёк" - точно сказал Пушкин, и это свойство жанра привлекает авторов. В том числе и А. С. Пушкина, но его сказки читать - одно удовольствие, настолько в них всё гармонично: в вымышленных обстоятельствах и сказочных декорациях - герои с характерами и поступками вполне типичными для реальной жизни, и всё это в прекрасной стихотворной форме.
Сказка Ю. Олеши, знакомая многим по одноименному фильму, - совсем другое дело. Через сказочную форму проглядывает буржуазное классовое общество. Конечно, в несуществующей стране, но представители всех классов присутствуют. Естественно, самые обаятельные персонажи - из угнетённых классов: гимнаст Тибул, девочка Суок... Доктор Гаспар, симпатизирующий угнетённым, тоже, конечно, положительный. Три толстяка - максимально отталкивающие персонажи.
Наследник престола - тот, кто в процессе развития сюжета полностью меняет свои взгляды (или просто они у него формируются, ведь он еще ребенок) и переходит на сторону "угнетённых". То есть, на мой взгляд, произведение слишком политизировано, и идеология явственно проглядывает через сюжет. Возможно, это объясняется тем, что написано оно еще в 1924 году, когда тема "классовой борьбы" была очень актуальна, и было одним из первых произведений детской литературы.
Следует отметить, что это произведение, насыщенное действиями и событиями, очень подходит для кино и театра.
Помню другой детский фильм советского периода, "Королевство кривых зеркал", снятый примерно в то же время (1963) по повести Виталия Губарева, написанной в 1951-м. Идеология или как минимум воспитательный момент - обычное и необходимое по тем временам явление, и этот фильм не исключение. Но нравился мне гораздо больше. Почему?
Во- первых, действие происходит в том числе в нашей (тогдашней советской) реальности. Девочки - Оля и Яло - ровесницы нас, тогдашних школьников.
Во-вторых, отрицательные персонажи выписаны так же ярко, как и положительные, их характеры не схематичны. До сих пор помню Анидаг и её отца!)) Видно, что это сильные и умные противники, победить их непросто.
Но настоящая дружба творит чудеса!
Думаю, оба произведения вошли в историю детской литературы советского периода, как и снятые по ним фильмы - в историю кинематографа.) Но В. Губарев менее известен... Считаю, что несправедливо, так как именно его произведения больше подходят для детского восприятия.
Спасибо за внимание!
Читайте также: Жизнь в СССР и сейчас. Тогда было лучше или хуже? | Дикая маслина | Яндекс Дзен ;
Как коммунист выполнил заповедь о почитании родителей | Дикая маслина | Яндекс Дзен ;
"Личная жизнь" | Дикая маслина | Яндекс Дзен ;
Как лечили ОРЗ в моём детстве... Хорошо, что теперь другое время)))) | Дикая маслина | Яндекс Дзен ;