В "деле Дятлова" обращает на себя внимание обилие домыслов и некомпетентности. Такое впечатление, что фантазии настолько подчиняют себе здравый смысл придумавших их авторов, что авторы теряют связь с реальностью, вещая на публику из каких-то потусторонних миров.
Люди рассуждают о криминалистике, о виновности и о доказывании этой самой вины, не имея никакого представления об этой самой криминалистике, об уголовном процессе и порядке доказывания важных для дела обстоятельств, когда всего лишь предполагаемое допущение приобретает вдруг силу установленного и несокрушимого факта, бережно укладываемого, подобно камню в фундамент, в основу будущего судебного вердикта.
Гомон курятника, суетливый и невежественный. Правящая бал некомпетентность - такие нынче времена.
Вот взять хотя бы такой момент из уголовного дела Игоря Дятлова - радиация. Казалось бы, ну что в ней такого?
Так ведь нет! У кого-то, из деликатности ничьих имён упоминать не буду, не на шутку разыгралось воображение и вот уже в медиапространстве всерьёз обсуждают и доказывают друг другу, что это заморские шпионы замыслили похитить наши атомные секреты, что кто-то из "дятловцев", завербованный врагом, похитил некий бета-излучающий объект, внедрился в туристическую группу и тащил государственную тайну под одеждой на собственном брюхе, чтобы на уральской горе Отортен торжественно передать украденное в руки прибывших на встречу шпионам.
Но наше ведь КГБ тоже не пальцем делано и не лаптем щи хлебает! Внедрили к Дятлову своего агента под прикрытием, чтобы в самый решительный момент передачи ядерного агрегата всех врагов изобличить и накрыть с поличным. Во как, хоть книги пиши, а хоть кино снимай! Бред, да и только, но сотни, если не тысячи, людей втягиваются в дискуссию и всерьёз обсуждают эту ерунду.
И не хотят понять "атомные" энтузиасты, что в данном случае и говорить, в сущности, не о чем. Потому что ничего нет.
-Как нет? - удивится какой-нибудь исследователь. - А экспертиза?
-А так, - отвечу я. - Нет и всё. Не имеет ваша экспертиза никакой доказательной силы и выводы её ничтожны, потому что проведена она с нарушением элементарных правил, без соблюдения которых всё проведённое исследование есть лишь понапрасну потраченные время и силы.
Почему? А вот почему. Обратимся к материалам уголовного дела.
В деле имеется заключение физико-технической экспертизы, согласно которой (л.д.374 об.) на одежде погибших в ручье "несколько завышенное количество радиоактивных веществ или радиоактивного вещества, являющегося бета-излучателем". "Это загрязнение превышает норму для лиц, работающих с радиоактивными веществами" (л.д. 375). По мнению эксперта загрязнение одежды могло быть вызвано "или радиоактивной пылью, выпавшей из атмосферы, или эта одежда была подвержена загрязнению при работе с радиоактивными веществами или при контакте" (л.д. 377).
Такое заключение выглядит странным, невразумительным и беспомощным, поскольку ничего не доказывает. Непонятно, зачем эксперт проводил сравнение уровня радиации с действующими санитарными нормами, ведь главный вопрос, подлежащий выяснению - это возможность загрязнения одежды туристов радиацией в месте обнаружения их тел. А вдруг там повышенный уровень радиации является естественным фоном окружающей среды?
Следователь (в нашем случае - это прокурор-криминалист Иванов) был обязан поставить перед экспертом, по крайней мере, ещё два вопроса:
- Каков уровень радиации в месте обнаружения трупов Дубининой, Тибо-Бриньоля, Золотарёва и Колеватова?
- Могла ли радиация на одежде погибших быть следствием её накопления за три месяца (февраль-апрель) пребывания в проточной воде ручья?
Для сравнительного анализа эксперту следовало представить образцы с места обнаружения тел: флягу воды из ручья, флягу талого снега, полкилограмма берегового грунта и пару-тройку небольших камней из ручья.
Однако, по какой-то причине расследовавший дело Л.Н.Иванов этого не сделал, чем развязал руки не очень умным сочинителям сказок и страшилок про всякие там шпионские страсти-мордасти. В то же время, Иванов, скорее всего, понимал, что версия с радиацией является тупиковой и для расследования дела принципиального значения не имеет. И это на самом деле так. Вероятно, поэтому в постановлении о прекращении уголовного дела о ней не сказано ни единого слова.
Примечание: с авторской версией случившегося можно ознакомиться на моём канале "Игорь Поветкин" в статье "Перевал Дятлова. Реконструкция несчастья".